Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

Россия гибнет. Часть VI

Покровский продолжает переписку с читателем Романом о рабстве в отечестве, о царях, вере и судьбе государства.

***

Александр Михайлович!

Эмоции мне ум не заслоняют. Скорее, моя беда в том, что уж больно резко я на всё реагирую. Простите меня за излишние порывы, но это боль, боль моего сердца и боль моей души.

Насчет телесных наказаний, рабства, русской лени и дикости и - в противовес - прекрасной Европы, которая живет по законам.

Я вас ещё раз очень прошу, давайте рассматривать Россию образца 1894-1914 годов, такой, какой она пришла к своему концу в 1917-м. И не смешивать в одну кучу Рюрика, татар, соляной бунт и Аракчеева. А то получится у нас просто винегрет и говорить будет не о чем. Тот же Салтыков-Щедрин, при всем моем большом к нему уважении - это 60-е - 70-е годы XIX века, а не начало ХХ-го. Огромная разница, уверяю вас. Как сказал Столыпин, дайте нам двадцать лет внешнего спокойствия, и вы не узнаете Россию.

К тому же, очень часто в нас работает такой привычный стереотип. Так, скажем, когда Иоанн IV за всё правление казнил 3000 человек, во Франции в ОДНУ НОЧЬ вырезали 40000 человек (та самая знаменитая Варфоломеевская). Зато все на подбор говорят, что Иоанн Грозный - это дикость, исчадие ада и он ел на завтрак младенцев, а Франция и Англия - светоч истинного права и законности (а Генрих VIII, как мы помним, жен пачками казнил за неугодность). Ещё раз повторюсь, в Англии рабства было в разы больше, а вот восстаний после Кромвеля - раз-два и обчелся. Просто никогда внешне либеральная Англия в реальности либеральной не была. Про огораживание и его последствия я уже говорил. Но ещё, к примеру, на флоте её величества пороли матросов аж до конца Второй мировой, и никто даже не пикнул. Эх, выпорол бы кто товарища Дыбенко в 1917-м хорошенько, глядишь бы, одумался.

Так вот. О телесных наказаниях. Я говорю не о пытках и не о средневековой ломке костей на площадях, не о татарах или большевиках, поровших плетьми сходы, и даже не о временах Петра Первого с пудовыми медалями за пьянство на грудь. Я имею в виду только то, что до 1905 года было по закону - "B настоящее время применяются следующие Т. наказания: l) По приговорам волостных судов, утвержденным земскими начальниками, розги, не свыше 20 ударов по отношению к крестьянам, не имеющим образовательного ценза, не занимающим должностей, не служившим в военной службе, не страдающим предусмотренными в законе болезнями и не достигшим 60-летнего возраста; 2) к арестантам, содержащимся в исправительных арестантских отделениях, - до 100 ударов розгами maximum, с разрешения губернатора; 3) к ссыльнокаторжным и ссыльнопоселенцам за маловажные поступки; высшее число ударов для последних - 30, для первых - 100; 4) плети назначаются ссыльнокаторжным и ссыльнопоселенцам в случае совершения новых преступлений; назначенное им наказание усиливается назначением плетей до 100 ударов и прикованием к тачке; 5) ст. 1261 Улож. о нак. предусмотрено наказание корабельных служителей хлыстом до 5 ударов и ст. 1377 . наказание малолетних ремесленников розгами 5.10 ударов. Женщины совершенно освобождены от Т. наказаний. Всякие другие встречающиеся на практике случаи Т. наказаний законом не предусмотрены и составляют его прямое нарушение".

Вы я уверен, слыша словосочетание телесные наказания как и все, сразу же себе представляете картину: зашел я как-то на Сенную, там били что-то тра-та-та крестьянку молодую. Т.е. заранее видите тот штамп, который годами печатали в каждом учебнике. А я, честно сказать, в жизни прошел свою дедовщину - годами в школе, в детских коллективах, да и просто в жизни сталкиваясь с людьми, которые слов не понимают. Тех, с кем вариант по-хорошему не проходит. Слова для них, ничем не подкрепленные - пустота. Про таких как раз и говорят - эх, пороть тебя в детстве надо было. У вас на флоте была возможность занять их индивидуальными строевыми занятиями. Или, как у лейтенанта, героя одного из ваших рассказов, встретить их отпор ломом (а это, как мне кажется, поопаснее пяти ударов хлыстом по закону будет). У меня власти, розг или лома под руками не было. Приходилось выкручиваться, обходясь головой и в крайнем случае - кулаками.

Так вот. От абстрактных крестьянок из стихов, переедем к конкретным жлобам из числа тех, кто получал телесное наказание. За что оно присуждалось земским начальником по постановлению волостного суда (кстати, после реформы 1864 года независимого и весьма либерального)? За хулиганство. За пьянку. За мелкое воровство. За оскорбление слабых. За мат. За развязанность, непотребство, гнусность, за проступки, которые были не столь велики, чтобы за них по суду сажать в тюрьму. Но и безнаказанными их тоже оставлять не стоило. Ведь человек так устроен - за преступлением должно следовать наказание. Вор должен сидеть в тюрьме. А хулиган должен ходить с красным от стыда лицом и битой розгами попой. К тому же легкая порка в детстве и молодости очень часто останавливала тяжелые преступления в дальнейшем. Ведь убийцы, как правило, не сразу с тяжких преступлений начинают. Это, я думаю, любой криминалист или просто эксперт подтвердит: преступления идут по нарастающей. А словами (и уж тем более бумажками) дураков не остановишь.

Собачье сердце - классический пример. Несмотря на слова проф. Преображенского о том, что человека можно только убеждать, а не бить, Шариков успокаивается только тогда, когда к нему применяют силу. Вот против таких-то Шариковых (а не абстрактных крестьян и крестьянок) и была направлена порка. А в домах (неофициально) пороли и барчуков. Наказывали розгами по закону и в кадетских корпусах. Т.е. по нежной детской попке получали и князья, не только одни крестьяне. А какие из них люди вырастали? Те самые, которыми мы до сих пор гордимся и восхищаемся. И домострой, многажды обруганный, формировал здоровое патриархальное общество, в котором везде была своя иерархия, система ценностей и наказаний и т.п.

А с 1905 года порку отменили. И в деревнях стало не продохнуть от быдла и хулиганья, которое стало безнаказанным. Начались массовые третирования более богатых односельчан. Поджоги. Убийства наиболее богатых, тех самых, кто создавал крестьянскую славу страны своим трудом. Полиция справиться с этим не могла. Хулиганы третировали односельчан, и управы на них не было, а свидетельствовать против них в суде дураков не находилось. Наказание же в виде административного заключения воспринималось как отдых. Не надо было работать в поле, думать о родных и т.п. В местном околотке обязательно кормили (за счет государства). Работать в отличие от исправительной системы СССР, не заставляли (никаких нарядов на кирпичный завод и уборки улиц). Лежи да балдей себе. Вышел - дал в лоб сельчанину послабее, вытряс из него немного денег, выпил, чужих баб полапал, и живи дальше. В противовес правительство ввело военно-полевые суды, по которым за два года повесили что-то около полутора тысяч человек революционеров. Но возмутилась широкая общественность, и суды отменили.

А потом настал 1917-й год. И понеслось. И сгорели в огне сотни (а скорее тысячи) уникальных собранных поколениями библиотек с картинами, статуями, старинными иконами. И пьяная толпа прилюдно насиловала и издевалась над беззащитными. И кто понаглей пер всё, что хотел и мог (спалили и разграбили даже имение Блока). И скоро на селе не стало мироедов - крестьян-миллионеров. А с ними и передовых хозяйств. А с комбедами (это те самые отбросы из поколения непоротых) стали направо-налево давить середняка, ещё вчера радостно приветствовавшего новый порядок. А потом наступил 1929 год. А за ним колхозы и ГОЛОД, унесший по стране что-то около 8-10 миллионов. А за ним закрытие всех церквей на селе и почти всех в городе. Массовые расстрелы (напр., Бутовский полигон). Высылка на Север. Настоящее колхозное рабство, а не человечные помещичьи оброк или барщина. И указ о трех колосках, по которому голодные матери, несшие умиравшим детям семена с поля, садились на 5-15 лет. А за любой нечаянно сказанный анекдот про жизнь просто стреляли. Так расстреляли моего дальнего родственника в тверской деревне. Между арестом, судом тройки НКВД и расстрелом - десять (10) дней. 31 декабря расстреляли. Под Новый Год, чтобы план закрыть. И таких случаев, как известно, миллионы. А мы всё про Столыпинские галстуки для революционеров из недопоротых вспоминаем.

А потом пришли немцы. Сначала их встречали как освободителей. Так все ненавидели своими же руками созданную советскую власть, которая никогда ни о чем ни с кем не советовалась. И Красная Армия красиво и быстро разбежалась (к концу 1941-го в плену было 4 миллиона, это из всех 10 воевавших). А миллион воевал за немцев. Их ведь, повторюсь, закидывали цветами. Но они вскоре стали стрелять и вешать ещё пуще прежнего. И пошло и поехало. Грабили все - партизаны, полицаи, немцы. Творилась дичь, пьянство, насилие. Простым людям было хуже всего. И вот из этих-то лет (десятилетий) насилия 1917-го - 1940-х и вырос миф о русской жестокости. О русском воровстве (когда в колхозах что украл, то и съел). О русской лени (ещё бы, если работаешь за галочки-трудодни и ни копейки не получаешь). Вот на этой-то базе и выросла та самая рабская система, которую мы знаем. С братками и понятиями, с матерком и пошлым лагерным шансоном, с кепочкой-шестиклинкой и изменами женам направо-налево. С дешевым портвейном, сигаретами "Беломор" и домино в виде развлечения по Воскресеньям. С похмельным утром вместо Божественной литургии и причастия. И, думается мне, не Романовых тут вина. При них ничего подобного не было и близко. Рабство в душах наших людей поселил СССР. До колхозов и сталинских заводов, с которых нельзя было уволиться, и где за опоздание на 5 минут давали 10-15-20 лет, настоящего рабства на Руси не было. Даже татары церквей не закрывали и повсюду своих властей не ставили. Большевики пошли куда как дальше.

Почитайте "Бабий Яр" Кузнецова, там всё это в красках описано. С натуры. Человеком очень демократичных взглядов. А ещё - Анатолия Приставкина. "Ночевала тучка золотая" - про сталинские детдома с их порядками и Чечню в 1944-м. А ещё "Последнюю Ступень" Солоухина про систему и отличие Российской Империи от СССР. Очень ясно всё выражено.

Вы меня простите, Бога ради, но вы всё сравниваете ТУ Россию, что была, с каким-то абстрактным идеальным государством, правовым, чистым и прекрасным, в котором никто и никогда не жил. А я говорю о реальности. И в реальности до ТОЙ России, которая была с Романовыми, нам ещё расти и расти. А Западная Европа далеко не так хороша, как нам кажется. Просто когда мы там отдыхаем, нас всё устраивает. А вот стоит нам только примерять на себя шкуру эмигранта - о, мы тут же говорим совсем другое. Да и вся причина нашей любви к Европе - в банальной усталости от творящегося вокруг бардака. А он, повторюсь, к Романовым никакого отношения не имеет. Не они закрепощали Россию, а Ленин да Хрущев.

Насчет главной задачи главного раба - встать во главе страны пожизненно. На среднюю Азию с её султанатами и визирями, купающимися в роскоши, смотреть не стоит, к России эта система не имеет особого отношения. У них своя политическая традиция. У нас своя. У них визири и сказки 1000 и одной ночи. У нас - Православие, Самодержавие и Народность.

Если говорить о России (как могло бы сегодня и у нас быть), давайте лучше взглянем на простого председателя колхоза - деревенского мужика Лукашенко. Таких перекосов как в Азии, в Беларуси нет. Хоть батьку и недолюбливают (есть у него любовь к совку и давление на частников), все понимают - не будь его, было бы ещё хуже, как в России. А её правители, в отличие от самодержавных монархов, отнюдь не стремятся к пожизненности. Хрущев сделал дело и в сторонку. Брежнева на покой до смерти не отпускали, уж больно хорош был в виде куклы. Товарищ Горбачев сделал свое дело и красиво отвалил на Запад, к миллионам и своему фонду. Товарищ-господин Ельцин с радостью ушел на покой, к водке и расслабону, перед этим сдав страну по полной. Коллективный чекист Путин с друзьями Абрамовичем, Вексельбергом и Дерипаской мечтают свалить наконец-то в Европу, выполнив план по развалу страны до конца. Ждать осталось недолго. Челси, яхты и лазурные берега Средиземноморья ждут. И никакая Россия им вообще никогда не нужна была. В отличие от Романовых, которые из доставшихся им от варягов, Рюрика и татар, рабов весьма успешно делали ЛЮДЕЙ с большой буквы.

P.S. И, кстати, рабство как раз-таки живучее всего. История это подтверждает. Что-то рабовладельческий Китай не первую тысячу лет живет и не ломается. Одна династия и система сменяет другую, а рабство как и прежде. Рабство оно же вообще проще. В аду дичайшее рабство. И на него никто не покушается. Главраб. И рабы поменьше. И совсем-совсем маленькие такие рабы на земле (вассалы). Те самые - с яхтами и женами из валютных проституток. А на небе - Царство. И то и дело находятся желающие против этого царства повыступать. Всякие там Чаодаевы и Герцены с Бакуниными да Чернышевскими. Ведь добровольное подчинение, которое лежит в основе православной монархии (самодержавия) - намного сложнее. Очень сложно добровольно подчиняться. Очень сложно каяться. Очень сложно любить своих врагов. Очень сложно стремиться стать лучше. Даже для такого гения как Пушкин. Ошибки у всех бывают. Легко только менять одну рабовладельческую систему на другую. А вот восстания-то часто как раз колышут тех, кто с рабством борется. Просто рабство у человека в крови с того самого первого раза, с яблока раздора, а потом - с Каина и Авеля...

На вершине власти трудно быть человеком. Только блаженному это по силам, но им власть не нужна. Вот такими-то блаженными и были Николай II и Александр I Благословенный (отца он не убивал, и всю жизнь потом сокрушался, до ухода в монахи, что так вышло вопреки его воле). Это и есть блаженные, которые наследуют Царство небесное. А уж никак не Генрих VIII или королева Виктория.

P.P.S. Понимаю вашу любовь к закону, но вспомните: Англия, этот оплот законов, много столетий жила грабежом колоний и рабством в них (продажей рабов в США, в частности). А ещё травила рабов в Индии и Китае опиумом столетиями. И с этого кормилась - от королей и далее. Вот где просвещенная монархия-то была! Где есть люди (свои) и нелюди (остальные). Ирландцы те же - не людьми были. И по закону (!!! по закону) на рубеже ХIХ и ХХ веков на зеленом острове Ирландия выморили голодом 2 миллиона человек. А остальные бежали за океан. Страна обезлюдела на 85-90%. И если бы Россия действовала так же как Англия, по закону, по праву белого человека, ни татар, ни башкир, ни эвенков, ни чукчей на её территории к 1917 году просто бы не было. В США (оплот демократии и законности) сидели бы они в резервациях. А у нас над законом всегда стояла совесть (Бог)... А не ин гад ви траст и - давить тупых индейцев сотнями тысяч. Проблемы индейцев шерифа не волнуют. По ЗАКОНУ.

А про свободную прессу я просто промолчу. Я два с половиной года проучившись на журфаке (второе высшее) и немного поработав в этой сфере, могу вам достоверно сказать. Свободная пресса - это миф. Кто платит, тот и заказывает музыку. Свободной прессы нигде и никогда не было. Кроме редких счастливых исключений. И именно западная пресса сформировала у Европы такое отношение к России, что её считали дикой страной варваров (отдельное спасибо доморощенным Чаодаевым), и когда в 1917-1924 годах было уничтожено что-то около 14-15 миллионов подданных Российской Империи, никто даже не пикнул. Ни слова не прозвучало в защиту. Зато холокост - о, эта тема для миллионов публикаций и сотен фильмов. Хотя 15 миллионов как-то побольше будет шести. А ещё 40 миллионов во Второй мировой. А ещё неизвестно сколько (20? 30?) в лагерях. И ни гу-гу. Это всё варвары-русские. Империя зла - от дикого Ивана Грозного, который ел детей, до наших дней. Всё вперемешку - все варвары, гады русские, и Петр Первый, и Николай II, и Сталин и крошка Лилипутин. Зато на Западе - просвещенное общество, где по закону англичане и американцы стреляют мирных людей в оккупированном Ираке. А скоро и в Иране и Пакистане начнут, по всей видимости.

Пост-пост-пост-скриптум.

Ещё раз очень вас прошу, давайте не смешивать в кучу Россию до 1917 года с её историей, СССР и Российскую Федерацию. Это принципиально разные страны, по сути не имеющие ничего общего, кроме территории и народа их населяющих. Правили в них абсолютно разные люди. Никакой преемственности России и СССР нет и не было в помине. Россию в 17-24 годах оккупировали (большевик Ленин говорил - завоевали). Потом завоеватели постепенно трансформировались. И нынешний воровской бардак к Российской Империи имеет очень мало отношения. Нынешние правители - это туземная администрация, отчитывающаяся перед просвещенным западом . А мы - туземцы. С великим прошлым. И ради этого прошлого, прошу, давайте вместе всё не собирать (мухи отдельно - котлеты отдельно). Иначе диалога не получится.

И про Чаодаева и иже с ним не стоит. Я как цитаты увидел - плохо стало. Не любил он Россию и не понимал. Это из его же слов видно. Так зачем его в пример приводить как мыслителя о России? Давайте уж лучше Достоевского, Ильина, Леонтьева, Солоневича - тех, кому Россия действительно матерью была, а не мачехой (как католику Чаодаеву). Кто за неё многое готов был отдать, кто ей служил (как вы, например). А не только хаял.

Вы меня простите, я скажу прямо - как думаю, как понял и почувствовал на основе многолетних поисков, через общение, чтение литературы.

Россия стала такой какой она была до революции только благодаря православию. Ни о каких трудностях перевода речи не шло. Не политкорректно, но - ислам формирует режимы типа "сатрап и подданные". Т.е. узаконенное рабство, хамство, чванство в виде нормы. Ну и естественно - грабить соседей. А православие - это за други своя. Вот и св. Князь Владимир и Княжна Ольга сюда же. А нормы западного общества исторически - это грабить соседей и прикрываться как фиговыми листочками индульгенцией.

И не Россия сделала своих граждан рабами, а СССР. А лучшее доказательство этому, посмотрите как-нибудь - на "Авроре" висит стенд. Там все командиры корабля с его спуска на воду и до наших дней. Человек 10 до и человек 15 после. И вглядитесь в лица. До революции - это представители одного народа, после - совсем другого. Дело здесь не в аристократии (в армии после реформ, к началу ХХ века дворян было меньшинство). Просто это люди из другого мира. Советские лица ужасают на фоне дореволюционных. И в старых русских фотографиях одинаковое уважение читается как в крестьянах (смотрел сотни таких снимков), так и в простых солдатах, и в чиновниках, и в обычных служащих. Везде одна и та же картина. В лице нет и капли рабства (того самого, которое Чехов выдавливал) ни у горца из Дагестана, ни у Среднеазиатского торговца, ни у обычного крестьянина. А вот взгляните на фото красноармейцев, колхозников, спортсменов на массовых демонстрациях, рабочих на партсобраниях. Вот уж где рабы рабами. Взгляд потухший, пустой, лицо отрешенное, видно, что человек унижен, запуган, задавлен. Так что не Россия сделала людей рабами. И не Романовы. Они шли путем долгим и сложным, были и ошибки, были и поражения, но та страна которую они нам оставили, в феврале 1917-го была куда как лучше всего последующего.

Совсем РРРРS.

А Блаженный Царь придет только тогда, когда народ начнет массово каяться за то, что творил все эти годы. Но произойдет это не раньше, чем грянет гром. Взгляните за окно, там, кажется, уже виднеются раскаты...

За сим откланяюсь.
С уважением, Ваш Роман.

***

Роман, привет. Начнем еще раз, по порядку.

Я говорил только о том, что крепостную зависимость отменили в России слишком поздно - в 1861 году. В 19-м веке. Из европейских стран крепостничество позже всех отменила Германия и Австро-Венгрия - тоже 19-й век. Результат всем известен: в России появился Сталин, а в Германии - Гитлер.

В Англии крепостное право отменили в 15-м веке, а огораживание происходило с 13-го по 16-й век, а рабами англичане торговали до 1775 года, и грабили на морях они примерно в это же время. Причем Англия 16-го века это еще слабо развитое государство, а в 18-м - это уже ведущая экономическая держава. И все это не только из-за того, что они грабили, Испания тоже грабила колонии, но все деньги спустила на пряности - никакого экономического развития. Англия и Голландия - две страны Европы, где раньше всех победил капитализм, а капитализм, наряду со своим звериным оскалом, несет в себе и то, что называется законом. Без него нет частной собственности и предпринимательства. Как только закон встал на защиту не короля и дворян, а буржуазии - небывалый экономический скачок. Остальные страны Европы освобождались от своего феодализма до 19-го века. А Россия с Германией и Австрией еще и от крепостничества.

Еще раз - очень долго освобождались и очень мало жили после освобождения. И как же не смешивать Россию до крепостного права с Россией после него, если в крепостном праве Россия прожила 600 лет, после отмены оного - только 37 до воцарения Николая Второго! Конечно, влияет. Все влияет. И то, что порку отменили в 1905 и ничего взамен не придумали - влияет, вот вам и разгул преступности. Ничего удивительного.

А Иоанна Грозного я упомянул только потому, что церковь его возвела в ранг святого. Это церковные дела, я в них не вмешиваюсь, но, на мой взгляд, все они - цари и правители России - были детьми своего времени, а времена были такие, что выкалывание глаз, сажание на кол и варка в котле живьем - были обычным делом. И тут сравнение, кто людей погубил больше, Грозный или Карл во Франции, неправомочно - душегубы они оба, но только вот Карл святым, помнится, не объявлялся.

О церкви я упомянул не зря. Цари русские не всегда жили с ней душа в душу. Конкуренция за власть. Петр откровенно гнобил церковь, преследовал раскольников, а Екатерина отнимала монастырские земли, а сами монастыри упраздняла. Власть. В России власть - первейшее дело. Не закон, а власть. И в это по всему Востоку. Россия - это Восток, никакой это не Запад. И как только власть представляется здесь слабеющей, так и хочется ее отнять. Потому и на Николая Второго так ополчились все. Вроде бы все человек делал правильно, а его все предали. Власть они начали рвать друг у друга из рук. Конечно, России бы двадцать спокойных лет, но кто ж ей такой срок дал?

И Англия и другие страны Европы почуяли - поднимается гигант. Вот вам и война и революция.

В Англии власть короля ограничили законом в 1688 году, и начался экономический взлет Англии. А в остальных местах этого не случилось. Закон не был вознесен над монархом, значит, можно власть у него отобрать. И отобрали, а там уж и диктатура, и новое рабство - еще более страшное.

Что касается свободной прессы.

Закон о свободе прессы, о доступности информации, о свободе слова, собраний, шествий, демонстраций должен быть. Иначе никто никогда не узнает об истинном положении вещей. Да, пресса не совершенна. Во всем мире. Но нигде ее сейчас не давят и не уродуют так, как в России. Разве что еще в Белоруссии, но там есть Лукашенко и его подход к государству несколько отличается от подхода наших руководителей. Пока в области снабжения населения продуктами питания Лукашенко преуспел. У него это получается лучше, но движение к закону и к демократии он не перекроет. Взрыв-то все равно будет.

А Китай - это нечто. Но растет экономика Китая исключительно от того, что в стране много людей. И готовы они работать по 18 часов за копейки, потому что в своих деревнях они вообще работают за похлебку. Китай - это нищее, бесправное население. Китай - это рабство. Китай - это люди-автоматы, трудоголики великие, долготрепцы. Будет ли там взрыв? Обязательно. Время рабства прошло. И те, кто его вводит у себя, становится на пути у Времени. Оно раздавит.

По православию.

Мы уже говорили об этом. Православию хорошо бы внутри православия для начала разобраться. А то ведь что ни монастырь - то свои законы. В самом православии согласия нет. И единства нет. Как может тот, в ком нет единства, призывать к нему? Патриарх на руке часы имеет в 30 тысяч евро, а призывает одуматься, отказаться от роскоши. А когда ему указали на то, что сам он в роскоши купается, начинаются разговоры о том, что он, оказывается, со смирением подарки носит. Это что еще такое? Где они, церковные лидеры? Как они собираются народ за собой вести? В школе будем преподавать религию? Те, кто в 17-м крушил империю, в школе закон Божий учили.

О Достоевском. Я читал Достоевского всего. Полное собрание сочинений. Там есть человек, но очень специфический.

Ильин? И что это все бросились вдруг изучать Ильина? Он русский философ? В России с философией большая проблема. И эта проблема, на мой взгляд, в языке. Русский язык молодой. Тут можно менять слова местами и меняется смысл. Потому на русском и закон, что дышло. Трудно законы на русском языке писать. А философия требует законченных словесных форм. Тут слово должно иметь один смысл. Вот тогда и философия будет. У немцев может быть философия, у французов может быть. У нас рассуждения могут быть, а вот с формулами тяжеловато, потому и мыслителей здесь оценивают по принципу - за Россию он или против? А кто может утверждать, что все сказанное Ильиным - за Россию, а все сказанное Чаадаевым - против? Давайте для начала следовать логике языка. В русском языке ее маловато, и все же - все это не боле чем рассуждения, мнения, но не рекомендации. И все это только потому, что русский язык не обязательный. На нем сначала законы надо написать так, чтоб они не допускали разночтения. А этого пока нет.

У нас нет ни одного внятного закона. На каждый закон нужны разъяснения. Чего уж тут говорить о философии?

О лицах на фотографиях. Да, другие лица. Но если сравнить хронику советского периода и нынешнюю, тоже есть разница. В лицах милиции, например. Другие они. Те еще во что-то верят.

О громе. Грянет? Обязательно. Неожиданно, как всегда, внезапно, ни с того, ни с сего. Почему? Потому что для того, чтоб осмыслить происходящее, нужно прежде всего желание. И разумение. Или хотя бы желание выслушать другого, иное мнение услышать.

Вот этого желания нет.

У нас много чего нет.

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить