Россия гибнет. Часть II
***
Да, говорим мы об одном, и это радует.
На счет недальновидности - не думаю. Скорее, Николай II был слишком для своего времени благородным, честным. Известно, что Его идеалом был Царь Алексей Михайлович Тишайший, но время, время было куда как жестче. Он-то мерил по себе, предлагая в 1899 г. в Гааге всем разоружиться и жить мирно, по заповедям и по совести. А вот соперникам такое благородство присуще не было. Поэтому и свергли - банально и просто, воспользовавшись как раз таки недальновидностью генералитета, считавшего, что если убрать Царя и поставить другого, более управляемого, то всё будет прекрасно. И должности выше, и почести круче, крестов друг-другу понавесим и т.п. Вот и доигрались - и это накануне победы, когда уже была подготовлена десантная операция на Босфор (адм. Колчак), когда готовилось мощное и решающее летнее наступление, когда Юденич уже стоял под Багдадом, когда были решены все проблемы со снабжением армии. Сейчас на эту тему вышел неплохой фильм - "Николай II, Сорванный триумф" (по РТР кажется шел). А в итоге банальный военный заговор перехитрил сам себя, и власть вместо генералов и Николая Николаевича (дядя Царя, которого вроде бы как пророчили в монархи) получили совсем другие люди - без белых перчаток.
Ну а то, что Александр III бы такого не допустил в принципе - что говорить. Разные люди, разные характеры и поступки. Главное в монархии было то, что каждый из них - от отца к сыну, начиная с Павла I, думал больше всего о России, а не о личных амбициях. И поэтому Николай II мог ходить 10 лет в одних и тех же штанах, его дед больше всего любил простой армейский плащ в накидку, а отец предпочитал всем видам отдыха простую рыбалку (с чаем "с подмигиванием"). А при демократии личность, прежде чем пробиться в руководители, должна ещё угождать избирателям, искать поддержку у сильных мира сего (т.н. лобби), и много чего им наобещать, соблюдя множество расходящихся шкурных интересов. А вот монарху (ограниченному законами совести, личной ответственностью, воспитанному с детства в лучших традициях - как Александр II Жуковским или Александр III Победоносцевым) этого не требуется. Поэтому-то, кстати, и возникает много желающих сделать его управляемым или вообще убрать - так грабить свой народ и наслаждаться проще. И, кстати, крепостничество - не спорю, могли и раньше отменить, в Англии было намного жестче и сохранялось намного дольше (Ирландию так вообще голодом выморили). Тем не менее народ аглицкий не шибко бунтовал.
Ну а про историков с рабским менталитетом. Да, есть такое, что и говорить. Хамство - удел рабов, как известно. Но не все же такие были-то. Всегда находились те, для кого совесть и честь стояли выше желания прославиться и получить блага. Так же и со священниками. Просто время у нас такое, в обществе дикие проблемы, и в церкви они не исчезают никуда. На одного подвижника приходится десять дармоедов. Отвыкли люди работать. Говорить патриотические речи, как известно, проще, чем самому вкалывать, молиться и другим помогать. Просто тут та же проблема - и здесь есть свои "замполиты" с тем же менталитетом. Те, для кого Вера - прикрытие и формальность. Но такие далеко не все. И пока есть подвижники, живет ещё Россия...
Насчет партий - всё правильно, спору нет. Партия вообще от слова parte - часть, по-латыни, кажется. А жизнь то она не часть, она целиковая, со всеми её проблемами. И партии только дробят народ на части. Об этом Ильин ещё написал отлично. И уж тем более что толку от партий, если уголовники в них одни и те же.
Закон - нужен как воздух, спору нет. Но все-таки главное, чтобы он был не формально - на бумаге, а в душе. Христа ведь тоже как-то вот так по закону распяли. Согласно таким-то и таким-то параграфам, да ещё и ввиду свободного демократического волеизъявления трудящихся, которые судье Пилату кричали "распни его, распни". А вот когда людей с детства воспитывают с мыслью, что за все в жизни отвечать придется - не на этом свете, так на том, возникает понимание, что можно и чего нельзя. Закон ведь - тот же Устав, он формален, а основное-то — люди, и как они закон трактуют, по совести или нет - вот что важно.
Хотя, безусловно, справедливость и подсудность для всех должна быть, вне зависимости от происхождения и должности. Проще говоря должна быть справедливость.
Засим откланяюсь.
Кстати, если вам интересно, то 1) могу записать вам на диск фильм про Свято-Алексеевскую, очень интересный для всей семьи. Надеюсь, мы туда организуем автобусную экскурсию. 2) могу принести вам в подарок кассеты или диски с музыкой, которая была в спектакле 3) если не сложно, напишите небольшой отзыв о спектакле. Мы хотим его отвезти в Рязань, подумали, что хорошо бы подсобрать вот так отзывов.
С уважением, Роман
***
То, что монарха бы России - тут согласен. Вон, в Испании, посадили монарха и появился во всем арбитр. А тут какой арбитр - грабь. Очень нужна совесть нации. Очень. Вот таких бы подвижников побольше, да государственную поддержку бы им - вот это да.
Да, фермера бы поддержали. Фермерству нужны технологии - добывания собственного биогаза (биореакторы), техника, работающая на нем, ветряки для выработки электричества, зернохранилища, сыроварни и прочее. Очень надо. Без этого нет экономической независимости. Нет собственных продуктов - нет страны.
Демократия нужна. Очень нужна. Власть царя должна быть ограничена. Нужны свободы - слова, печати и прочие. Очень. А закон без совести не закон. Какой же это закон?
Что касается спектакля. Понравился, но там, по ходу дела, несколько раз проскользнуло, мол, русские - угнетаемая нация.
И еще крен в ту сторону, что русские - это славяне.
Русские - это не только славяне. Это еще и мордва, чуваши, словом, те, что когда-то назывались чудью и не только.
Вас никогда не смущало то обстоятельство, что все остальные нации - существительные, а русские — прилагательное?
"Русские" - это принадлежность, принадлежат русам. Отвечает на вопрос "чьи?"
Русские под русами. Русские - это унижение. Недаром казаки себя русскими никогда не считали. Они вольные были и Орде служили на границах. А самое презрительное ругательство у казаков было "русопят" - "под пятой у русов".
Я не зря о Рюрике речь повел. "Повесть временных лет" говорит об униженной просьбе, мол, обратились к Рюрику, "порядка в нашей земле нет, приди". На мой взгляд, это лукавство. Рюрик, как мне кажется, наемник. Наняли, а он и власть захватил. Порукой тому восстание Вадима на Новгородщине, которое Рюрик подавил. Восстал народ против захватчиков. А потом - все. Стерли в народе память о Вадиме.
А схема захвата власти хорошо иллюстрируется поведением Аскольда и Дира в Киеве. Это сподвижники Рюрика пришли в Киев и пообещали освободить киевлян от дани хазарам. Освободили, но и власть захватили. Об этом в той же повести без прикрас рассказывается потому, что противниками Рюрика они тут выступили, ослушниками. Власть взяли, которая Рюрику полагалась. Он должен был захватить, потому и правду написали о их методах.
А в понятие "русский" входит и множество тюркских народов - хазары, половцы, печенеги - эти частью смешались со славянами, частью в Венгрию от монгол ушли. И монголы не совсем монголы, а в основном половцы - те на Орде осели, смешались с монголами. Натуральные монголы потом ушли, а эти остались. Так что Русь сражалась всегда с родственниками. И нынешние татары русским кровные братья.
К слову, есть прижизненные портреты Александра Невского - там он выглядит, как печенег в лучшем случае. Мама у него половецкая княжна. И очень князь Александр на нее похож. И еще он на приемного отца своего похож - на Бату-хана или Батыя, по-нашему.
Вот хорошо бы, чтоб эта правда в историю нашу вошла.
***
Ой, чувствую, далеко мы зайдем :)
Про Николая II. Если хотите, опять-таки, принесу вам классный сборник дисков "История России ХХ века". Сделала группа питерских историков по заказу Энциклопедии Кирилла и Мефодия. Как мне кажется, это первый непредвзятый взгляд на то, что всё-таки с нами в этом веке произошло. Там все эти штампы очень подробно и досконально рассмотрены. Например:
1) Ходынка. Вины Николая II там не было. ЧП. Ну не ожидал никто, что народ так повалит. Организаторы рассчитывали на одно количество людей, а пришло - вдвое или втрое большее. В чем вина Царя-то? Все торжества, какие можно было отменить, он отменил (кроме тех официальных, где были иностранцы и надо было держать лицо). Всем пострадавшим - похороны за гос. счет и поддержка семьям. Что-то я не припомню, чтобы тех 400-500 человек, что задавили в 1982 в дикой давке на стадионе Лужники, на матче с Харлемом голландским, кто-то даром хоронил.
2) "Кровавое воскресенье". Доказано фактами (показания свидетелей, архивы), что первыми залп по войскам дали боевики-террористы из толпы. В ответ был дан запл поверх голов (!). Погибли дуралеи, которые висели гроздьями на деревьях, собравшись поглазеть (ох уж это наше поглазеть). Затем, после того, как толпа не остановилась, был дан залп на поражение. Разбежались. Потери - около 150 человек в сумме. Из них 15 - со стороны полиции и войск. И, кстати сказать, вопрос - а куда шли эти толпы во главе с провокаторами? Царя в Зимнем тогда не было, и об этом организаторы знали. Подать петицию можно было и в официальном порядке - тогда препятствий к этому никто не чинил. Т.е. логика действий отсутствовала. Заводы работали, люди жили и во время войны (!), получая нормальную зарплату, требовали восьмичасового рабочего дня. Потребовали бы они чего в 1941-м! Я читал, был ропот зимой 41-го в Иваново, от голодухи и непосильного труда, так никаких проблем - шлепнули пару-тройку особенно галдевших и всё. А при Николае II была свобода. В том числе, как ни печально - и свобода для пропаганды противника.
Просто японцам, чтобы выиграть в войне, нужно было сломать наш тыл. Вот они и старались. Одних винтовок только завезли около 50 тысяч. И денег, боевиков, планов - массу. И только благодаря японским деньгам шла "революция". Так же, как потом в 1917 - благодаря английским, американским и немецким — вторая.
Рабочий за день забастовки получал вдвое больше, чем за день работы. Спрашивается, это Николая II вина, что он не был тираном, как Сталин?
3) Столыпина Николай II сам к власти привел. И он плодотворно работал. Личные отношения - это личные, но как гос. деятелю Столыпину Царь дал все права и поддержку обеспечил. А убили его всё те же самые "прогрессисты", которым не терпелось избавиться от сильной власти.
И если смотреть в целом, дело, в общем, было не в крепостничестве - ведь выкупные платежи, порку и все остальные ограничения постепенно отменили. Были созданы крестьянский банк, дававший фермерам ссуды, помогали с переселением на юг Сибири, давали технику, дома и т.д. И демократия была - дальше некуда. Земства - это и было реальное местное самоуправление. Проблема крылась не в этом, а в том, что народ стал забывать, ради чего живет. И решил: "Бога - нет, Царя - не надо, мы урядника убьем". В итоге вместо миллиардного населения страны к концу ХХ века, мы получили 150 миллионов. При жутком состоянии всего. Вот и результат. И самая страшная проблема в том, что большинство и не думает раскаяться, как это было во время Смуты, попросить у Бога прощения, вспомнить - сами бунтовали, сами сносили церкви, сами состояли в партии, сами разворовывали свой же дом - "тащи с работы каждый гвоздь, ведь ты хозяин, а не гость", сами до сих пор не хотим понять, что нельзя России жить иначе, чем предначертано ей Богом. Такой наш крест. А мы всё - кругом враги, а сами курить в парадной не можем отучиться и материться через слово.
Насчет Рюрика - да, есть такое дело. Но мне больше импонирует антинорманская теория. Идея о том, что "земля наша богата, но нет в ней порядка, приходите нами править" уж очень похожа на наведенный комплекс неполноценности. Как это она богата, если порядка нет? И вправду, наняли управленца, а он - на тебе.
В общем, вопрос тот ещё. Ну а то, что русские - это не только славяне, так и не спорит никто. Русские - это скорей не национальность, а ментальность. Это служение идее, а не очередное "мы семиты - лучше всех" или "мы арийцы - лучше всех" и прочий шовинистический бред. Мне лично больше нравится высказывание "русские мы настолько, насколько мы православные" (т.е. разделяем Веру и связанный с ней комплекс - цель в жизни, норма поведения, отношения, правила и т.п.). Сейчас, положим, говорить об этом сложно. Стараниями большевиков 70 лет из всех народов страны - славян, тюрков, прибалтов и т.д. сделали какой-то винегрет под названием "советский народ". И в итоге у многих стерлась сама основа. Всё - от бабушкиных сказок до родной стороны стало какое-то не свое, одинаковое. Сколько раз замечал, как ужасно смотрится типичный современный "пост-советский" город - будь то Нарва, Москва или Алма-Ата. Везде одинаковые серые коробки, районы - не отличишь, и одинаковое быдло без рода и племени. И одинаковый современный телевинегрет в одежде, поведении, музыке (бум-бум сплошное), слэнге. Вот что страшно.
А насчет спектакля - мне кажется, там звучит вполне понятная тоска по утерянной Родине, где всё не свое и где вчерашний день лучше сегодняшнего. И упор на русских простой - как основной костяк страны, понятен. Русские ведь больше всего от советской власти и пострадали - что в численном выражении, что в качественном (элиту - половину вырезали, половину за границу вытолкали). Что ни говори, а голодные бунты типа Новочеркасского в 1961 году возникали только в "РСФСР". И так называемый "голодомор" прошел не только по Украине, но ещё и по Дону, Кубани, Тереку и всей Сибири аж до окраин. И в лагерях, как ни крути, русских было процентов 80. И на войне.
А то, что "русские" - это те, кто под русами понятно. Ну а как быть тогда? Назад историю на тысячу лет поворотить? Нужна народу самоидентификация. Россиянин - абсурд и выдумка. Татарин-то считает себя татарином и он прав. А мы кем тогда должны считать себя - пскопскими и вологодскими, галицкими и вятскими? Так поперемешалось всё давно. Исследования показали, что разница в крови у нас по стране меньше, чем у французов. Т.е. что на юге что на севере - всё одно, мы. Как раньше говорили "чалдоны" - от Челябинска до Дона. Ведь и у итальянцев тех же огромная разница в том, северные они ("тадески") или южные (не помню как). Я уж не говорю про немцев с их диалектами и местечковым патриотизмом. Но у нас-то даже язык везде один, по большому счету. Страна одна, история одна, народ один, хоть и не во всем одинаковый. И башкир не меньший русский, если он разделяет ту же систему ценностей, в детстве читал "Слово о полку Игореве", "Войну и мир" и Пушкина. Опять-таки, раньше шутили на юге: "папа турок, мама - грек, сам я - русский человек".
Ну а про правду - да, хотелось бы. Но поди заяви - крик, шум, а толку - ноль. Главное не это сегодня, главное — понять, что сложившееся веками, нельзя, как в 1991-м за пару дней - росчерком пера трех нелюдей, под бутылку, в Беловежской пуще, распустить. Эдак сейчас рухнет осенью экономика - и снова «здорово», опять 1991 год. Татарстан, Башкирия, Тюмения, Дальневосточная республика с китайским (или японским) протекторатом, и привет - приплыли, опять у разбитого корыта. Всё никак не поймем, что жить мы можем только вместе, а старые обиды пора бы как-то простить. Да и рассчитывать, кроме как на себя и на Бога, больше не на кого. Не поддержит нашего крестьянина, офицера или честного предпринимателя никто. Так что надо самим работать...
С уважением, Роман
***
Царская Россия все окраины к себе подтягивала. Не только генерал-губернаторами, но и культурой. Культура государство поддерживала, а государство - культуру. Это неразделимо. И Кавказ удерживали не только и не столько штыками, сколько политикой и культурой. У меня родственники со стороны матери с Кавказа. В Баку в губернаторском садике в воскресенье оркестр играл, в городе опера была, филармония, университет. Гуляния были, барышни под зонтиками, в платьицах. Обращение - "мадемуазель". А мадемуазели этой - 5 лет. И служили мои кавказские родственники в пехоте, да в гусарах. Нацменов брали служить. Верой и правдой служили. На Первой мировой один мой двоюродный дедушка был убит в стычке с турками, а сестра моей бабушки в госпитале сестрой милосердия работала. От тифа умерла. Маилов - родственник наш и нефтепромышленник - для города на свои деньги оперный театр построил. Построил и городу подарил. Библиотеки собирали. Книги. На двух языках. На русском было больше книг. А потом - да - половина за границей, а вторая - в землю легла в революцию. Остатки в Баку все равно России служили - привычка. Брат моей бабушки в коммуналке жил, потому что коммуналку сделала советская власть из их дома, но работал замминистра. Никогда ничего для себя не просил - тоже привычка, порода. Это он в гусарах служил в Первую мировую.
Культура - ее ой как не хватает. Я в своем подъезде подметаю – все равно гадят. Меньше уже, но гадят. Гадят под себя. Никак к чистоте не приучить.
С националистами я разговаривал - жуткое невежество. Всё виноватых в своих бедах ищут. Находят, в основном, евреев. А в зеркало посмотреть не удосуживаются. Можно говорить на своем языке, но и читать русские книги и восхищаться русской культурой - и эти люди должны считаться русскими. Православие - это хорошо, но и ему хорошо бы тоже покаяться. Народ-то, особенно сейчас, брошен. Почему не призрен? Только на подвижников всё и свалили - какая ж это религия? Мне бабушка говорила: "Бог, Сашенька, есть" - и так она это говорила, такое у нее при этом было лицо, что до дрожи - вот это вера.
Бабушка беспризорников на улице кормила, а они у нее вещи воровали, она говорила, что они несчастные и их жалеть надо.
Возродится ли Россия? Дай-то Бог.
***
Про Николая II.
Да, конечно, если подходить строго, то можно сказать - не справился с задачей. Но если вникнуть, то это трагедия человека глубоко верующего, правильного, честного, который старался править крепкой рукой в бархатной перчатке (цитата, не помню точно чья, кого-то из знавших Его иностранцев). Но вот окружение - двор, знать, общество - не тянуло. Бывает так в истории, что уровень руководства страны откровенно не тянет, в первую очередь в моральном плане. Т.е. пока Николай II переживал на тему того, как сделать граждан своей страны хоть чуть лучше, шакалы вокруг трона пускали о Царской Семье грязные сплетни в салонах, высмеивали их простоту и порядочность, и представляли доброту за слабость.
Да, Александр III, наверное, встретил бы Родзянку с сотоварищами на станции Дно огнем пулеметов Собственного Конвоя, а предателя генерала Рузского повесил бы на первом подходящем дереве, на чем революция вскоре бы и закончилась. Но Николай II с его благородством был на такое не способен. Он считал, что если общество недовольно им, ради блага России он может уйти, пожертвовав собой. И был готов уйти, передав власть сыну при регентстве брата. А эти подонки опять сыграли на его честности - была банально подменена часть подписанной телеграммы в Ставку, куда добавили нужный кусок про отречение в пользу брата, что было а) не законно б) абсурдно, учитывая то, что брат не имел права на трон в связи с неравным браком. Телеграмму Император потребовал вернуть, а его просто предали, затем банально подделав подпись. Подробности этой истории есть в "Русском вестнике" - http://www.rv.ru/content.php3?id=7671.
Вот и сложились искомые "кругом измена, трусость и обман", когда по словам Розанова: "рушилось все, разом, царство и церковь. Попам лишь непонятно, что церковь разбилась еще ужаснее, чем царство. Царь выше духовенства. Он не ломался, не лгал. Но, видя, что народ и солдатчина так ужасно отреклись от него, так предали (ради гнусной распутинской истории), и то же - дворянство (Родзянко), как и всегда фальшивое “представительство”, и то же - и “господа купцы”, - написал просто, что, в сущности, он отрекается от такого подлого народа. И стал (в Царском) колоть лед. Это разумно, прекрасно и полномочно". Обидно, но предательство было тотальным. Духовенство с легкостью вычеркнуло молитву за Царя, генералы (за редким исключением) - присягнули адвокату-Керенскому, от которого потом плевались, а "низы" с радостью и упоением принялись за винные склады и дележ барских усадеб. Да и дальнейшее поведение Николая и Семьи - от унижений под арестом в Царском и до пытки Екатеринбургского подвала, показало что он, в отличие от Родзянок и Керенских, за Россию готов и умереть.
Ну и вместо статей, если есть время, на эту тему от души рекомендую "Анатомию измены" Виктора Кобылина.
Про отношение к народам империи. Да, что там говорить. Шамиля, который тридцать лет воевал с Россией, взяв в плен, поместили в Калуге, в прекрасных условиях, не хуже, чем у местного губернатора - с мечетью, личными слугами, выездом, огромным садом, за государственный счет. И это - сильнейшего врага! Я уж молчу про то, что один из его сыновей дослужился до генерал-майора русской армии. Так же и с остальными народами. Российская империя никогда не уничтожала местные элиты (как делали те же Германия или США), ассимилируя народы. Наоборот - окраины страны процветали, шло мощное развитие при сохранении национальных культур всех народов. И история вашей семьи - тому пример. Обидно только, что теперь мало кто об этом помнит. Сегодня довлеет странная тенденция - вешать всех собак за грехи СССР на Россию, забывая при этом, что Троцкий был евреем, Сталин - грузином, а Хрущев и Брежнев - настоящими советскими людьми без рода и племени, распоряжавшимися национальными вопросами и границами вне всякой логики. Конечно, есть в этом вина и самих русских (опять-таки измена та самая), но она не больше вины всех остальных.
Про национализм.
Не могу не процитировать: "человек становится русским только тогда, когда полностью отвергает всю советскую идеологию и последовательно позиционирует себя в качестве гражданина несуществующего государства – Российской Империи с её законами, устоями и идеологией. Такому человеку открывается огромный мир русской белоэмигрантской мысли, успевшей сформировать полную и гармоничную постсоветскую русскую идею.
Сегодня общество находится на стадии колоссального раскола. Массы, как и 90 лет назад, тяготеют к тоталитаризму и рабовладельческой совдепии, интеллигенция истошно славит Джугашвили (пока их самих не потащат на допросы). Крайне немногочисленная русская элита видит и понимает всё, но не в силах ни воздействовать на общество, ни влиять на власть". В общем, остается только добавить, что под русскими опять-таки понимаются не этнические славяне, а люди соответствующего мировоззрения - неважно, кто они по национальности.
Беда националистов (вернее сказать, шовинистов) всех мастей - будь они русскими, чеченцами или евреями, одна и та же - гордыня ("мы лучше всех"). А это, как известно, самый основной грех, с которого всё и начинается. Ведь обвинять других всегда проще, чем самому работать. Да и раскаяться при этом намного сложней, чем просто всех возненавидеть.
Про покаяние в православии - ох, если бы вы знали, какая тут беда. Как сказал знакомый хороший батюшка, помогающий людям в тюрьмах, "ну не набрать нам нужного количества людей просто сегодня". Ведь церковь не с Луны, люди те же самые, "рожденные в СССР". И если Алексий II, Патриарх, дважды - как минимум, с интервалом в пять лет, громко призывал к покаянию, то реагировали все по разному. На деле покаяние есть, но его давят те, кому дороги "лексусы", золото и брильянты, для кого вера - повод, а церковь - только карьера. Такие бы и Христа не приняли, что уж там говорить. Но такие не все, есть люди совести, понимающие, что за все отвечать придется. Да и сама церковь как институт общества жива. Просто соблазны сегодня большие, элементарная честность в народе задавлена, вот и выходит, что всюду (и в церкви к сожалению, тоже) идет стремление набить карманы деньгами... Государство попросту умирает - в результате неестественного отбора наверх попадают, как правило, проходимцы и подонки. Эту ситуацию, опять-таки, ещё наш прекрасный философ-государственник белоэмигрант Ильин описал. Но не все так плохо.
Мне лично очень хочется верить, что сбудется вот это:
«Я не говорю от себя, а то, что слышал от богодухновенных старцев, то и передал… Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предизбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он, прежде всего, наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. Россия будет мощным государством, но лишь на «малое время» (Духовник Царской семьи Свят. Феофан Полтавский, М.1996 г., с. 169).
Так что бабушка ваша всё правильно делала... И хочется верить, несмотря ни на что, что такие люди живут и свое дело делают. Главное, начать с себя - отвечать-то всё равно каждому. Иначе никак...
P.S. Меня вот лично на мытье собственного подъезда пока не хватает.
***
По Николаю. Беда. Все сошлось - и слабость, и трусость, и порядочность, и предательство. Война - почему в войну вступили? От порядочности или от недальновидности? Ведь одна - с японцами - уже была, и вышли из нее с революцией. Не послужило уроком?
Или все, что случилось с Николаем и народом - это рок Божий? Склонен думать так.
И с чем мы теперь? В церкви у нас лексусы, подвижники - по скитам, да по деревням забытым, народ - никак себя не найдет, правители в Сан-Тропе замки покупают. А дети их в Лондоне проживают.
Покаяние? Надо сначала осознать это слово. Его значение. А кто понимает что это? Несколько человек?
Все же от слов. От языка. Кстати, тот русский, кто на этом языке думает. На языке с человеком говорит его сознание. Какого сознание, таков и человек. Так еще Даль ответил, когда его спросили кто он - датчанин или русский. Даль сказал, что он русский офицер. Я думаю на этом языке, несмотря на то, что говорю на шести языках. Примерно так и ответил.
Православие? Да, меняли веру. Был протестантом, стал православным. Но все понимали тогда, что Бог-то един, остальное - сложности перевода. В результате этих сложностей и образовалось - христианство, ислам, иудаизм, буддизм и так далее.
Трудности перевода. Кто и как привык поклоны бить.
Национализм. Я его не люблю. Не от ума. Верю в культуру. Бережное отношение к ней и делает человека гражданином. И еще к истории. Как ни крути, а путь один - культура. Долго, а хочется побыстрей.
Побыстрей только революции - кровь, убийства, а в нашем случае ОМОН со своими дубинками. Милиция как враг народа - вот наш результат. И это основное достижение.
Россия возродится? Ждем. А пока подметаю в подъезде. Кстати, в Испании дворники счастливые люди, поют и мусор убирают. А наши дворники в глаза не смотрят. Их тут за людей не почитают. А там они муниципальные служащие - все в первую очередь - квартиры, зарплаты, кредиты. Они на работу на своих машинах приезжают. Не на лексусах, конечно, но себя люди уважают. И других тоже. Одного без другого не бывает.
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII
Комментарии