Россия гибнет. Часть IV
***
http://www.omolenko.com/publicistic/zaitsev.htm. Совершенно случайно наткнулся на этот материал, понравилось, решил вам отправить.
***
Мне как-то попадали дневники Николая Второго. Не помню, кто и когда издавал их, но поразило то, что за весь день царь мог сделать только одну запись: "Был там-то, выпил водки". И это не единичная запись. Подобного там много.
Конечно, возможно, что и дневник очень здорово почистили, дабы явить нам всю убогость помазанника божьего . Читал-то я его в советские времена.
Но вряд ли многое там изменили.
Дневник ум в порядок приводит. Дневник - это о душе отчет. Маленькая душа или большая, или же великая душа.
Вон, Чаадаев и его заметки, записки, дневники. Там такие мысли, что какой уж там помазанник - вот где умница. И все мысли о России, о ее будущем, о народе, народности, языке. Гоним был. Выступил он как-то перед студентами и был освистан, потому что излагал такие мысли о России, до каких и никакие цари никогда потом не доросли.
Россия, Россия... Тут человека нет. Вот ведь какая штука. Нет. Не бывает мысли у власть предержащих об уникальности человеческой личности. О ее ценности. Тут его, человека, веками давили, и внимания никакого не обращали на то, сколько раздавили. И не со Сталина это все началось. Это на Руси с Рюрика, а может и раньше.
Возродится ли Русь? Наверное. Но только тогда, когда ценность человеческой жизни будет не на словах, а на деле признана величайшей ценностью государства Российского.
А пока и для сегодняшней власти и для прошлой власти в России человек - это тля. В этом вся трагедия и состоит. И можно обращаться к церкви, к царю, к Богу - все едино, нет тут человека. В том и беда.
***
Честное слово, не хочу показаться невеждой, тыкающим человеку намного более старшему, опытному и заслуженному, чем я, но... Но всё (99%), что печаталось в советское время про Николая II, да и в целом про ту Россию, мягко говоря, не выдерживало никакой критики. Просто никакой. Я читал дневники Государя, выборочно правда, т.к. искал там кое-что по своему диплому (часть из них - в интернете). Они сухие, и очень, скажем так, бытовые. Нет там сокровенных мыслей, скорее это судовой журнал. В основном записи сугубо рабочего характера - был там то, встречался с тем-то, работал, читал, отдыхал, снова работал или встречался с тем-то, шел дождь и т.п. Т.е. просто банально бытовая сторона жизни и её фиксация. К тому же многословием Император не отличался, писателем не был (из творческих увлечений - фотография). По натуре был человеком скромным, так в 1914-м что-ли, издали сборник его речей за 20 лет правления. В них почти ничего нет (тоненькая книжка). Не любил говорить. Любил делать. Зато вот Владимир Ильич Ленин оставил нам многотомные речи, послания к съездам, всевозможные записки, труды, размышления. Вот только самые частые слова, которые там встречаются - "расстрелять", "принять решительные меры", "борьба", короче - ура, вперед, круши всех и вся на пути.
Настоящий Николай II, если вы хотите увидеть Его внутренний мир - в переписке с горячо им любимой супругой Александрой Федоровной. А в дневнике - так, официоз, за малыми исключениями типа "кругом измена и трусость, и обман". Было принято писать дневник, вот и писал. Душу же вкладывал в письма. Там всё - и отношение к людям, к жизни, и планы, и т.д. К тому же - на счет отношения к людям в тогдашней России. Железо там не считали важнее человека. Примеров - масса. Один факт - тогдашний инженер-путеец из тех, что строили ж/д мосты, считал, что в первую очередь он отвечает за всё. Т.е. - когда шел первый поезд через новый мост, по традиции инженер, глава строительства, стоял под мостом, чтобы своей жизнью доказать качество. Если мост рухнет, то на него. И мосты эти стоят до сих пор. И памятники можно поставить тем инженерам и их труду, чести, самоотверженности. И если бы тогда, к примеру, утонул "Курск" (ну или "Акула" тогдашняя), то ответили бы многие. В первую очередь - конструктор, адмиралы и так далее. Потому и всё жило, дышало, работало.
А Чаадаев как-то сказал следущее: "Даже высшие классы у нас, к прискорбию, не свободны от тех пороков, которые в других странах свойственны лишь самым низшим слоям общества. Мы не обладаем ни одним из достоинств, отличающих народы зрелые и высококультурные... Если у диких племен есть свои мудрецы, то где они у России? За такое, позвольте, можно было не только сумашедшим прослыть. Это же надо так выразиться. Мол, из говна мы, а все кругом хорошие. И мудрецов у нас нет. Тем не менее весь мир читает мирового классика номер один - Достоевского. И считает его великим русским народным мыслителем. И не считает, что это дичь варварская из далеких лесов. Наоборот. А у Чаадаева с его католицизмом - полное непонимание России. Он жил в те же годы, что и Серафим Саровский, но считал, что на Руси нет умных людей, не у кого поучиться. "Мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода".
Ну конечно. И Владимир, и Суздаль, и Ярославль, и Сергиев-Посад, и Киев-красавец и Москва златоглавая, о которой норвежец-путесшественник Кнут Гамсун ("В сказочном царстве") в начале ХХ века написал, что ничего красивее в мире нет, а у Чаадаева - это говно, простите, за выражение. Один Чаадаев - философ и творец. В общем, не зря его сумасшедшим считали, как мне кажется...
Итак, цитирую Гамсуна, о той России:
"Худо-бедно, но я повидал четыре из пяти частей света. Правда, я не все там видел, а в Австралии так и вовсе не был, но кое-где я все-таки побывал и кое-что все-таки повидал, однако ничего подобного Московскому кремлю мне видеть не приходилось. Я видел прекрасные города, Прага и Будапешт, по-моему, очень красивы, но Москва - это сказочный город. Между прочим, сами русские произносят не Москва, а Масква. Как правильно, я не знаю.
...В Москве четыреста пятьдесят церквей и часовен, и, когда на всех колокольнях звонят колокола, кажется, будто над этим миллионным городом содрогается воздух. С Кремлевского холма открывается великолепнейший вид. Я и представить себе не мог, что на земле есть такой город: куда ни глянь, повсюду зеленые, красные и золотые шпили и купола. Это золото и небесная синь затмевают все, что могло нарисовать мое воображение.
...У меня нет склонности к преувеличениям. Возможно, я не все верно запомнил: в храме я не мог записывать и был слишком потрясен увиденным - у меня глаза разбегались от обилия этих немыслимых сокровищ. ...Весь храм в целом представляется единой неповторимой драгоценностью. Он украшен с такой роскошью, что это не всегда производит приятное впечатление, я помню, в частности, что огромные драгоценные камни царей на стене показались мне ненужными и безвкусными. Позже я видел персов с одним-единственным камнем на тюрбане, и мне это показалось более красивым".
И вот это наши либеральные интеллигенты считали отсталостью и дичью. А Господа Романовы, которых Толстой обозвал Обмановыми, 300 лет все это преумножали, холили, лелеяли. Были, конечно, исключения, были бироновщина и произвол, но с Павла I и до Николая II придраться было абсолютно не к чему.
К слову, о ценности человеческой личности в той России, которой нет вот уже 90 лет. Там любили человека. Только реального, а не вымышленного. Ввели наиболее совершенное (по свидетельству американского президента) рабочее законодательство. Дали свободу национальным окраинам. Сделали самую низкую ставку налогов на душу населения. Хорошую систему образования, медицины, науки. Про армию - вообще молчу. Нам бы сейчас такую армию. И флот. Флот, флот, который потом аж до середины 20-х годов всё никак доломать не могли. Всё ломали-ломали, а он не доламывался. И программы такие были, что закачаешься. В Цусиму потеряли всё, а через 10 лет отстроили новый. И воевали успешно три года в самой страшной войне. И относились с уважением на флоте к матросику из деревни. И к солдату в армии - тоже. "Нет у офицера чести, если у него солдат не в чести", говорили. И читали запоем "Советы ротмистра Кульчицкого". А не кричали - "нечего солдата беречь, бабы вам после войны ещё нарожают".
Простите за эмоциональность, но не могу иначе. За душу берет. Это же моя Родина. А не "Российская Федерация".
С уважением, Роман
***
Толстой называл их Обмановыми? Значит, были на то у него основания. Не будем осуждать графа. Он иногда заблуждался, но это великие заблуждения. Представьте себе на минуту, с какой вершины он смотрел на Россию.
Да, заботились Романовы о человеке. И армия была, но вот только как все это уживается с тем, что матросы Балтийского флота в одночасье превратились в зверей? А во главе их встал трус, подлец, садист, убийца Павел Дыбенко. Изрубленных офицеров выбросили на лед, а он по их телам катался на санях. Как все это получилось? Цари заботились, а людей не вырастили? Армия была и флот был, и в одночасье всего этого не стало? И те, кто руководил страной, здесь ни при чем? Как же они руководили? Поздно. Поздно они рабство отменили. Долго в душу оно к народу залезало, а уж как залезло, так и такое из этой души вылезло - волосы дыбом встают.
Да, красивая была Москва златоглавая. Огромное количество церквей. И колокольный звон, как чудо. И сокровища, и невиданные драгоценности собрали, но где же здесь народ? Ему отводилась роль только обожателя? В Швеции ни дня не было крепостной зависимости, и там все говорят друг другу "ты", а королю - вы. Не правда ли, король там правит до сих пор? Не так все роскошно, не столько золота, нет таких богатств, как в России, но есть уважение народа к своему монарху.
От Павла Первого, говорите, и до Николая Второго не к чему придраться? И тут же вспоминаете бироновщину, а еще можно вспомнить аракчеевщину с его военные поселениями. Запарывали на конюшне на смерть за любую провинность. В этом ценность человеческой жизни видится? Недовольство в народе зрело долго. Может быть, в слова свое недовольство народ перевести не мог - к рабу культура не липнет, - от того и вызрело в нем нечто звериное.
А потом то звериное умножилось. И в правители себе зверя получили. Наверное, можно сказать, что поделом.
Не так все просто с Романовыми. Великая на них вина за народ лежит. Вот для Николая Алексей Михайлович Тишайший образцом служил. А во времена Тишайшего жуткий соляной бунт был. Налоги на соль подняли в разы. Так государство вместе с царем хотело за счет народа поживиться. И всего лишь с удара плетью все началось. Народ челобитную царю хотел на произвол сей подать, а его плетью. Разорвали всех бояр, что к этому налогу были причастны. Голыми руками. Убивали тысячами. Трупы всюду. Царь еле ноги унес. Вот вам и пример. С одной стороны к народу лицом, а с другой - лукавство. И лукавство то все хорошее на нет сведет. Нет веры царю. И не было. После 1812 года свободы ждали? Получили? Нет. Получили аракчеевщину.
Наши беды длинный хвост имеют. Зверь-то в народе жив. Никуда не делся.
Почему? Отчего? Столько золота, столько драгоценностей? Эрмитаж - такого нигде в мире нет. Огромные богатства. А зверя из души выгнали?
Чаадаев о звере писал. Много писал. Ошибался? Может быть. Но нельзя сказать, что не любил он Россию. О нелюбимом не пишут том за томом. Пишут о том, что болит. У него болело. Неправ был? А кто кому судья? Он пишет прекрасным русским языком. Значит, насквозь русский он. Никуда не деться. А католик или православный, это к попам. Хоть мусульманин - какая разница? Бог един, остальное - трудности перевода. Единство Бога перевели на языческие языки, вот вам и различные религии.
Цари крепили, крепили, крепили государство российское через кровь и рабство. Результат известен, а шведы крестьянина в рабство не отдали, и до сих пор там королевство и страну свою они просто вылизывают - ни соринки, все общество помешаны на экологии и чистоте. А Россия нынешняя на чем помешана?
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII
Комментарии
Попытайтесь без обид понять, что \"Тут его, человека, веками давили, и внимания никакого не обращали на то, сколько раздавили. И не со Сталина это все началось.\", оправдываясь волей Божьей. Бог презирает вас и нас, поэтому так и живём. Моё мнение, не Божье. А всё на храмы отдавать можно. Красивые будут. Только \"дураки и дороги\" останутся. Вот в чём вопрос.
Ну никакого отношения не имеет советская власть и её приемники к той \"России, которую мы потеряли\". Ни юридического, ни морального, ни экономического. Просто территория одна. А власти разные. А вам всё одно - что Николай II что Сталин, что марь ивановна, что Путин. Одно слово - власть.
И главное. Бог нас грешных любит, а презирает он тех кто от него отворачивается. В России 80% считают себя православными, и только 8% регулярно в храмы ходят. Вот и делайте вывод, пока не совсем поздно.
И пока вы в своих личных грехах перед Богом не будете каяться в вашей лично жизни (а она вечная, к слову так), ничего не изменится.