Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

Петр Вергелис. Загадочный Китай. Часть I


Петр Вергелис рассказывает о загадочной стране Китай, где проработал несколько лет.

В 2003 – 2007 г.г. автору пришлось работать в Китае:

г. Шанхай, г. Чжоушань («Цзянаньская судостроительная компания»);
г.Далянь, г. Циндао («Даляньская судопромышленная корпорация»).

При работе над данным повествованием были использованы воспоминания дипломатов, работающих в КНР, Андрея Девятова, Василия Львовича Абрамова и Бориса Николаевича Горбачёва. Большое им спасибо!!!

***

«Не будите Китай!»
Бонапарт Наполеон


Уважаемый читатель, Наполеон никогда не был в Китае.

Он очень мало знал о Поднебесной, но предупреждал мир…

Один дипломат, проработавший в Китае более 20 лет, сказал: «Китай – это загадка. Окончательно её трудно разгадать…»

Влияние Запада (вестернизация)

Сохраняя успешно в целом свои внутренние традиции, Китай меняется.

На него оказывает влияние цивилизация Запада. Изменения, происходящие в Поднебесной скорее внешние, касаются в первую очередь «материально-потребительской» мотивации. Ничего здесь удивительного нет. Китайцы – столь же прагматичны и материалистичны, с одной стороны, и голодны с другой.

По-китайски иностранец – «лао-вей»: «старина с окраины».

Китайцы ведь живут в центре обитаемой земли – в «Срединном государстве». А все остальные – провинциалы…

Китайская история учит, что все переселенцы и завоеватели попавшие в эту страну, рано или поздно превращались в китайцев. Это и позволяет теперь китайцам сверху вниз посматривать на всяких там «заморских чертей». Так называли пришельцев еще сотню – другую лет тому назад. Получается в итоге – иностранцы – это будущие китайцы. А пока – что-то вроде «недокитайцы». Только немножко нужно подождать – и они тоже станут «жёлтыми».

Цивилизация Китая насчитывает 5000 лет. Но жители Поднебесной не торопятся. Будущее, согласно китайскому мировосприятию, не иссякает, как, например, для европейцев, а, наоборот, прибывает. Для китайца время течёт не навстречу, исчезая где-то позади, а из-за спины накапливаясь перед глазами.

Интересно, что при этом представители Запада видятся носителями современности и вожделенного прогресса, который в основном ассоциируется с товарным изобилием, что не слишком удивительно для народа, подавляющая часть которого столетиями балансировала на грани голода.

Китайские прдюссеры любят задействовать в своих телерекламах европейцев – их сопричастность рекламируемому товару является для зрителей подтверждением «продвинутости товара». Например, жители Поднебесной с задумчиво-одухотворёнными лицами, в европейских костюмах ХVIII века, музицируя на чём-то вроде клавесина на фоне рекламируемого жилого массива, возведённого «в стиле европейского классицизма».

Пожалуйста, ещё один заманчивый способ «продвинутости». Но уже в прессе. Заголовки статей во многих газетах и журналах дублируются по-английски. Но в тексте при этом не то, что ни одного слова английского, ни одной буквы нет! Зато всё «как положено»!

В Китае в моде и европейская внешность. Героини мультфильмов и компьютерных игр обладают соблазнительными формами. Ноги до ушей, глаза как у коров.

От ксенофобии китайский менталитет практически свободен. Японцы да американцы не в почёте и не любимы. Но это - исключение. В отношении иностранцев превалируют чувства – любопытство и доброжелательность. Не интерес, а именно любопытство, которое становится иногда очень уж назойливым. Для иноземцев китайское общество в целом открыто. Китайцы настойчиво и с удовольствием заимствуют у них достижения науки и техники, особенно, технологии. Но чужая культура, образ жизни воспринимаются с трудом. Поэтому китайцы, оказываясь в инокультурном окружении, по возможности образуют свои чайна-тауны (как в США) или заселяют гостиницы, общежития (как в России).

Буддизм – это единственное, что восприняла Поднебесная извне. Но очень долгое время это учение воспринималось как китайская ветвь своего – даосизма. Но когда же окончательно стало ясно, что это не так, придумали простую легенду: идеолог даосов (первый учитель) Лао-Цзы, странствуя на запад, встретил как-то маму будущего принца Сидхартхи Гаутамы… Получается, что Будда – тоже китаец. Хотя и наполовину. Ведь храмы Будды по архитектуре, внутреннему убранству почти ничем не отличаются от отечественных - даосских и конфуцианских. Все они – китайские.

О некоторых традициях

«Вечно живые» традиции в Поднебесной везде и повсюду.

Да и сегодня они формируют стереотипы поведения, мотивацию и человеческую ценность.

Например, китайцы не просто «отмечают свои праздники». Совсем не так, как это делается в России-матушке. Китайцы праздники «проживают». Иностранцу понять это трудно. «Участие в празднестве» – слишком слабо для того, что происходит в такие дни в Китае. Полагается стрелять петардами, все стреляют. Когда положено есть «лунные печенья», все с удовольствием и аппетитом их едят.



Традиции влияют на архитектуру. Китайская архитектура не применяла арки, купола. Почему? А потому, что круг, шар – это символы неба, а строения должны стойко стоять на Земле. В современном строительстве в Поднебесной нет практически куполов и арок. Все очертания в стиле кубизма. Квадраты, прямоугольники. Иногда крыши венчают «треугольники». Квадрат – символ Земли. Дорога во дворцы и храмы ведёт по мостику. Обязательно проходит по каналу или пруду. Переходить через воду – значит запутать нечистую силу! В современных жилых комплексах строятся искусственные ручейки, фонтаны. За воротами, ведущими во двор, строили стенки. По китайским поверьям черти могут двигаться только прямо. Они не способны преодолеть подобные барьеры.

На Севере живёт много нечисти. Вся Поднебесная с севера была обнесена Великой Китайской Стеной. Бессмертные традиции, живущие тысячелетиями, являются превосходным подспорьем «новым китайцам» в жутчайшем бизнесе.

Например, в религии Поднебесной нет понятия «посмертного воздаяния». От своих почитателей боги требовали педантичного исполнения «закона жертвоприношения». Любой преступник, который блюдёт все требования предписаний и прочих ритуалов, как ни парадоксально, возводился в святые!!!

Читатель, не удивляйся! Агрессивные китайские олигархи освобождают себя от любых «моральных кодексов». Они не стесняются в выборе средств. Они достигают заветной цели: «ОБОГАЩАЙСЯ»!!!

Приметы древности, суеверия, молитвы опираются на фундаментальную конкретику. На этом фундаменте держатся вечные ценности: здоровье, богатство, долголетие и многочисленное потомство (приоритетно – мужское).

Беспокоиться «о спасении души» не принято. Из этого следует, что сами верования направляют человека на материальный мир. Цифра «4» считается страшной! Почему? Потому, что звучит «сы» - «смерть»! Во многих зданиях нет 4 и 14 этажей. В гостиницах, на судах, кораблях нет с такими цифрами номеров и кают! Как 13 в некоторых других странах.

Поднебесная - оригинальная страна. Здесь никогда не было закрытых каст, слоёв или прослоек. Китайское традиционное общество отличалось высокой вертикальной мобильностью.

Отец передавал полномочия старшему сыну. Остальные дети становились на нижние ступеньки. По прошествии нескольких поколений прямые потомки императора добирались до основания социальной пирамиды. Но, например сын простого землероба, успешно сдавший экзамен по науке Конфуция, со временем мог оказаться в императорской свите. Поэтому отсутствует закомплексованность, нет умозрительных препятствий для оперативного продвижения к вершине «пирамиды власти».

Китаец мыслит не как остальные человечества (абстрактно-понятийно). Он мыслит (конкретно-символически). Что интересно, не отвлекается на всякую абстракцию. В конце своей многолетней карьеры Великий Мао, например, заявил: «У меня было две трети правильных решений и одна треть ошибочных».

«Вестернизация» - это «американизация». Китайцы не очень любят США, но называют по–китайски: «прекрасное государство».

Значит надо учить английский. В разговоре жители Поднебесной «океяют» и «сенкюкают». Особенно, молодёжь.

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить