Авария на Нерпе
Александр Покровский об аварии на многоцелевой подводной лодке «Нерпа».
«8 ноября в 20.30 по местному времени на многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), вышедшей из базы ЗАТО «Большой Камень» и проходившей ходовые испытания, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Погибли 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц. Еще 22 человека госпитализированы. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из которых 81 – военнослужащие» – вот такое сообщение подарили нам СМИ.
Потом господин Дыгало уточнит: погибли 3 военнослужащих и 17 гражданских.
Особенностью проект 971 «Щука-Б» является его более высокая, в сравнении с аналогичными проектами, автоматизация боевых и технических средств. Управление осуществляется из единого центра – с главнокомандного пункта (ГКП). Экипаж – 73 человека.
То, что на ней во время аварии находилось 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. Их там на каждом квадратно метре по двое. А спят они, стоя, или вообще не спят. На ходовые испытания лодка может выйти на десять суток, и все десять суток они будут не спать. К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку только на ходовых испытаниях системы и механизмы корабля и проходят настоящую проверку работоспособности, то возможно все, что угодно. На ходовых испытаниях всегда чего-нибудь да случается, а если не случается, то это великое счастье.
В СМИ сообщалось, что «возник пожар» и произошло «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)».
Так вот, если пожар и может возникнуть совершенно «неожиданно», то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – произойти не может – не зря мы упомянули о том, что управление всеми техническими средствами осуществляется на этом проекте из единого центра. Не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать.
Я с фреоном проплавал 10 лет. Все эти 10 лет надо было держать ПДУ (портативное дыхательное устройство, изолирующее органы дыхания от влияния внешней среды) при себе всегда – на обеде, в туалете, в койке – всегда.
Фреон нельзя подать, «нажав кнопку». Он подается при повороте вентиля. Этот вентиль довольно громоздкая штука. Его случайно повернуть нельзя. У него есть холостой ход, чтоб, случайно за него задев, не подать фреон в отсек.
Еще раз отметим: фреон не подается автоматически, потому что в отсеке могут быть люди, не включившиеся в ПДУ.
Но можно перепутать и подать фреон не в тот отсек. Такое бывало. Рабочие при сдаче корабля путали маркировку, и тогда, при пожаре, повернув вентиль, подводники подавали фреон туда, где его меньше всего ожидали. Вот тогда и травился народ.
И еще о фреоне. Применяется он только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед применением, повторюсь, все люди в отсеке должны быть включены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья.
Кроме того, после подачи в отсек фреона, выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть отсек, после применения фреона, перестает функционировать.
Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят.
Теперь вернемся к сдаточной команде. Лодка выходит на ходовые испытания, и это означает, что она не принята ВМФ. Сдаточная команда, под контролем подводников, проверяет работу каждого механизма и системы. Сдаточная команда – это представители промышленности, контрагенты, рабочие завода. Они могут быть очень хорошими специалистами в своей области, но в вопросах борьбы за живучесть подводной лодки – это балласт. Недаром от фреона в этом случае их погибло 17, а военнослужащих – 3. Они просто не понимают, почему надо все время носить с собой средства защиты органов дыхания. Так что сдаточная команда – это что-то. Рабочие просто неуправляемы. Только и гляди, чтоб они чего-нибудь не сделали. А когда их больше сотни?
Обычно наш старпом, если на корабле появлялись рабочие, рядом с каждым из них ставил подводника - с тем, чтоб он ходил за рабочим как тень и всегда видел, что тот делает, потому что разводные ключи, забытые рабочими в электрощитах – это обычное дело. А такой ключ является источником короткого замыкания в щите и скоротечного пожара. Чуть качнуло – и забытый ключ уже чего-то замкнул. Из 208 человек только 81 подводник.
81 умножаем на 2 – это 162. То есть 46 человек из сдаточной команды ходили по кораблю без сопровождения. Вот и доходились.
Это невозможно. В стране надо объявлять траур, а по телевизору – все пляшут и поют, а если и появляется кто-нибудь, то рассуждает он о том, что «реактор в норме» и «остальные механизмы работают нормально».
Да, не нормально у вас. И никогда нормально не было. У вас люди для железа, а не железо для людей. Вот в чем причина всех ваших неудач – прошлых, настоящих и будущих.
У вас не для человека все это. А должно быть.
Почему на подводных лодках – современных, суперсовременных – до сих пор в системе объемного пожаротушения применяется фреон? Почему? Неужели существует «фреоновое» лобби?
Давно, еще в девяностые годы прошлого века, в Отчестве нашем любезном проводились испытания различных систем пожаротушения. Цель – с началом пожара быстро снизить содержание кислорода в отсеке с 21-го до 12 процентов, при которых горение прекращается почти мгновенно. Испытывалось: распыление специальных аэрозолей, выжигание кислорода с помощью специальных устройств и, самое простое, снижение процентного содержания кислорода повышением давления. При этом давление повышалось всего на 0.5 атмосферы избыточно, путем подачи в отсек сжатого азота из специальных баллонов. Азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12 процентов и пожар прекращается. Оборудование отсека при этом также не страдает.
В ходе испытаний выяснилось: при подаче азота концентрация быстро падает до 12-ти и пожар прекращается, как по мановению волшебной палочки, сразу.
Вдумайтесь – сразу!
И, все-таки, как эта ситуация влияет на людей? Не будет ли у них кислородного голодания? Выдержат ли они избыточное давление в 0.5 атмосферы?
И это проверялось – выдерживают люди. Выдерживают они избыточное давление в 0.5 атмосферы и снижение процентного содержания кислорода до 12-то процентов. Не случается у них при этом кислородного голодания.
И что же теперь? Почему через 15 лет на современной подводной лодке у нас все еще подается в отсеки фреон?
Все очень просто. В 90-е годы испытания проводились, но до конца тогда дело не довели – деньги кончились. Вот и остался на лодках фреон.
А в России всегда так. Сделают суперсовременную подводную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. Это как каменные топоры пещерного человека.
Что-то у нас очень хорошее, современное, новое, но рядом – обязательно будет лежать каменный топор – это уж как пить дать!
Как мина замедленного действия.
И вот эта мина когда-нибудь да рванет.
Комментарии
К письму был приложен документ, а именно решение ВМФ и комитета по оборонным отраслям промышленности РФ № 702/41/963 от 21 июля 1993г. пунктом 4 которого определена необходимость разработки вышеуказанных норм по устойчивости. Вместо того чтобы сделать запрос в ГШ ВМФ о реализации указанного решения и в том числе на "Нерпе" материалы были отправлены в следственную группу ТОФ.
Уверен, что до сих пор необходимых требований от ВМФ нет, следовательно нет и их выполнения и не только на "Нерпе". Могу прислать копию решения (pdf) сообщите емелю.