Всех с праздником
Рассказывали, что, когда чиновники от Адмиралтейства принесли Николаю II по этому поводу все документы, посетовав на то, что подводники запросили себе слишком большое жалование, он сказал: "Дать. Все равно или утонут, или сгорят!"
Сейчас это уже легенда, и люди, создавшие первую подводную лодку России, - это такая же легенда. Много с тех пор утекло воды. Подводный флот Советского Союза и России знал и взлет, и падение. За 104 года были созданы самые различные лодки: самые большие и самые малые. Люди создавали лодки, люди выходили на них в море.
Море не прощало ошибок: ни конструктивных, ни человеческих. Подводные лодки гибли, подводные лодки возвращались с победой.
Подводная лодка - это космический корабль, и для того, чтоб он шел в своем космосе, нужны люди. Люди внутри. Это главное. Без человека подводная лодка не может жить. Он - главный ее механизм. Механизм, который должен работать безотказно.
И он работал. Командир мог не спать 90 суток или почти не спать, просыпаясь от каждого шороха, звука, вздоха, шума падающего инструмента. С ума сходили уже на берегу, но в море - никогда. Величайшее напряжение всех душевных сил.
Подводники - особый народ. Когда стоит на пирсе строй подводников, всегда посещает такое чувство, что строй - это живое существо, не распадающееся на части. Тут каждый придет на помощь каждому, потому что от этого зависит жизнь. Каждый миг на лодке жизнь зависит от каждого члена экипажа. 250-300 суток ходовых, именно столько и находились в море экипажи подводных лодок: горели, тонули, сталкивались, взрывались и приходили домой. Мы потеряли 4 лодки за годы холодной войны. Мы потеряли целую вереницу подводных лодок за годы Второй мировой.
Но, прежде всего, мы потеряли людей, бесценных людей, - невосполнимые потери, но люди все равно шли и шли на подводные лодки.
Что их туда вело? Этого не знают даже они сами. Когда спросили меня, зачем я пошел на лодки, я ответил: "На земле мне было бы очень скучно". "А на лодках весело?", - спросили меня. "Весело. На лодках весело. Тут все другое. Тут все обретает свою начальную ценность: дружба, любовь, верность слову".
В обычной жизни подводники приживаются плохо, тут не те слова, тут все не то, поэтому для них навсегда самым дорогим остается та жизнь, что у них когда-то была, там было море.
В 1936 году на 78-м году жизни в Ленинграде в своей квартире близ Поцелуева моста скончался командир и первый конструктор первой лодки "Дельфин", Михаил Николаевич Беклемишев, "русский капитан Немо", так его называли.
Умирая, он сказал сыну: "На могилу мою не ходи. Для тебя я навсегда ушел в море".
Комментарии
До знакомства с Вашей прозой я ничего не знал о подводном флоте и людях в нём.
С Праздником всех, кто связан с подводным флотом и всех тех, кому он не безразличен!
Бог, храня корабли, да помилует нас!
Мы с ним полпачки за один раз выкурили. Столько он всего рассказал. А самое главное - не нужен он оказался нынешнему обществу - туда-сюда подёргался, на работу не берут. Там же всякие МВА, а по простому - пулемётные курсы нужны. А у него кроме академии Генштаба, высших офицерских курсов и десятка автономок никаких MBA нету. Вот и пошёл коммерсантов охранять.
Наш вам громадный решпект!
173 отряд.