Пресс-конференция по "делу "Нерпы"
Вот по этому поводу и собралась пресс-конференция. Прибывшие на нее корреспонденты заново услышали историю об аварии на АПЛ "Нерпа", случившейся в 2008 году. Тогда авария унесла 20 человеческих жизней.
Уже был один суд, уже присяжные вынесли свой вердикт в отношении обвиняемых командира АПЛ Дмитрия Лаврентьева и старшины Дмитрия Гробова – невиновны. Но приговор отменил Верховный суд, и вот теперь все предстоит заново – опять суд присяжных.
"Дело "Нерпы" – это сопротивление людей тому положению, что в России можно осудить, по сути, всякого. Для этого можно даже провести более сотни экспертиз, а потом выбрать из них те заключения, что более всего подходят обвинению, и, на основании их, потребовать для обвиняемых длительные сроки заключения.
"Дело "Нерпы" – это противостояние между теми, кто ходит в море и ежесекундно там рискует жизнью, и теми, кто никогда не ходил в море, но зато на берегу, в тепле и уюте, может осудить их, тех, кто, рискуя своей жизнью, спасает и людей и корабль. Они очень точно знают, как надо принимать корабль от промышленности, и какие руководящие документы надо не нарушать, и как надо себя вести при аварии, и как надо спасать.
"Дело "Нерпы" очень показательно, потому что в той немыслимой кучи руководящих документов, распоряжений и предписаний, которые должен знать и соблюдать командир корабля, всегда найдется то, что он в стрессовой ситуации нарушил и что преступил.
Любого командира корабля в России в любой момент времени можно осудить за нарушение какого-либо документа, потому что к этому нарушению его толкают сроки выполнения приказов, инструкций, наставлений, а еще его толкает на это собственное начальство и промышленность, которая поставляет технику на флот в таком состоянии, что доведение ее "до ума", ложится опять на плечи все того же командира и экипажа, а сбой техники и недоработка конструктора всегда может привести к гибели людей – и это опять ляжет на плечи командира.
Это даже не замкнутый круг – это несколько кругов ада. И эти круги надо пройти и остаться верным собственному Отечеству, присяге. Так стоит ли того Отечество – вот какой вопрос, я, похоже, задал нашему Верховному главнокомандующему.
Отечество, где на настоящий момент, в общем-то, никто, кроме самих моряков, не отвечает за качество сданного в ВМФ корабля.
На сегодняшний день все устроено так, что старая система ответственности за поставленный в казну боевой корабль, полностью разрушена, а вот новая не создана.
При этом потеряны такие этапы жизненного цикла корабля, как:
- формирование основных тактико-технических требований;
- выдача технических заданий на проектирование;
- техническое сопровождение и контроль за проектированием, строительством кораблей и их модернизацией;
- этап государственных испытаний новых кораблей;
- порядок и руководство списанием корабля и передачи его на утилизацию.
Кроме этого, предупреждение аварийности – как организационно технический комплекс мероприятий, обеспечение безопасности корабля, как в море, так и в базе – на сегодняшний момент совершенно не организовано.
За это никто не отвечает персонально – ни креслом, ни местом, ни лицом, ни телом, ни должностью – ничем.
Таким образом, случай с АПЛ "Нерпа", на мой взгляд – это наше грядущее, потому что он будет повторяться из раза в раз. Его не обойти. Никак.
У нас все и всегда готово к тому, что в любой момент может случиться авария или же катастрофа. Механизм всего этого уже сложен, осталось его только запустить.
А вот запускается он всегда неожиданно и некстати.
Справка: 8 ноября 2008 года на АПЛ К-152 ("Нерпа", КТОФ) при проведении заводских ходовых испытаний (с элементами государственных) произошла авария – несанкционированная подача фреона 114В2 системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) во 2-ой отсек, в результате чего погибли 20 человек экипажа и сдаточной команды.
Обвинения по этому делу были предъявлены командиру корабля гвардии капитану 1 ранга Дмитрию Лаврентьеву и старшине 2 статьи контрактной службы Дмитрию Гробову.
Комментарии