Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

К-219


7 октября 1986 года ТАСС сообщило, что 6 октября в 11 часов 03 минуты в шестистах милях на северо-восток от Бермудских островов затонул ракетный подводный крейсер стратегического назначения «К-219», проекта 667-АУ.

У них произошла авария ракетного оружия, они боролись трое суток, погибло четыре человека. Крейсер затонул на большой глубине. Людей с него успели снять.

Удивительно, но ракетная шахта № 6, в которой и произошла авария, была неисправна, если мне только не изменяет память, аж с 1979 года. Наш экипаж ходил на этой лодке в дальний поход, и я очень хорошо помню тот шланг, с помощью которого, забортная вода, поступающая в шахту из-за неисправности арматуры, сливалась в шпигат цистерны грязной воды четвертого отсека. Тогда с нами в поход отправился представитель вышестоящего штаба, который, в случае чего, и должен был все предотвратить.

Это у нас годами так: есть неисправность, грозящая гибелью людям – на борт сажается представитель штаба и лодка идет в море.

Повторюсь – это просто удивительно.

Так и ходили на «К-219» в море целых семь лет, пока оно, в конце концов, и не грянуло. Это очень похоже на аварию с «К-429».

Что еще роднит эту аварию с аварией на «К-429», так это то, что и здесь экипаж отозвали из отпуска, и он в спешном порядке сел на борт, пополнив свои ряды прикомандированными со всего света, после чего он и ушел навстречу собственной гибели.

А почему была устроена спешка, вы спросите? А потому что надо было срочно заменить другую лодку, снятую с боевой службы из-за неисправности (заметьте) ракетного оружия.

То есть, одну лодку с неисправным ракетным оружием заменили другой лодкой с неисправным ракетным оружием.

И все это сделали наши штабы.

У нас столько штабов, что только диву даешься. И все они, как говорится, были в курсе тех потрясающих обстоятельств, в которых на «К-219» народ ходил в море более семи лет кряду! Просто судьба, я считаю.

Вам еще не хочется сказать волшебное слово «блядь»? А мне уже хочется.

Мне его еще ни раз захочется сказать.

На «К-219» погибли: командир ракетной боевой части, он же командир четвертого отсека Александр Петрачков, матрос-ракетчик Николай Смаглюк, турбинист матрос Игорь Харченко и спецтрюмный реакторного отсека матрос Сергей Преминин.

Первые трое погибли в четвертом отсеке при поступлении в отсек компонентов ракетного топлива. Последний – когда вручную глушил реактор.

Он посмертно стал героем России.

Вы спросите: а почему вручную и так героически надо заглушать реактор, и нельзя ли все это сделать не героически, например, дистанционно? На это мы вам ответим только, что люди здесь ни при чем. Все вопросы к конструкции и к конструкторам, то есть, мы вас адресуем к тому народу, который отвечает за конструкцию ядерного реактора и за его поведение в самых разных ситуациях. А положение в этом вопросе такое, что матрос Сергей Преминин непременно должен был стать героем России посмертно.

Через 11 лет, в 1997 году ему присвоят это высокое звание.

По приказанию ГКП он, после остановки реактора, то, что называется, «опустил поглотители на нижние концевики», то есть, заглушил реактор вручную. После этого он уже не смог отдраить переборочную дверь из-за возникшего перепада давления.

Но ведь переборочную дверь можно было оставить открытой.

Можно было, но этого не случилось.

А помочь ему никто не смог – в нарушение правил страховки его отправили на это дело в одиночку – вот такие невеселые дела.

Командир дивизиона движения до самого последнего момента держал с ним связь. Что говорил ему Сережа Преминин по «Каштану» и говорил ли вообще что-нибудь – это все теперь останется между ними. Между ними много чего останется, и Преминин будет теперь приходить к своему комдиву во сне, и они, там во сне, все сделают правильно. Тысячу раз сделают.

Этих снов не надо бояться. Не надо вскакивать, кричать, пить лекарство. Эти сны – избавление. Их надо ждать, и действовать в них надо, пока все у вас не получится.

А командира ракетной боевой части (БЧ-2) Александра Петрачкова я знал.

Флагманские дивизии говорили мне, что он станет командиром БЧ-2 только через их труп. Бедняга никак не мог сдать на допуск к управлению боевой части. Не получалось у него. Его даже послали в Северодвинск, чтоб, значит, с глаз долой.

И попал он в наш экипаж, который к тому времени уже пришел туда на вечное захоронение.

Знаете, есть на флоте люди, которые из года в год теряют уверенность в себе.

И флагманские их не любят, и все это тоже – из года в год. Таких обычно списывают куда-то. Так Александр и попал к нам. «Я хочу быть командиром БЧ-2, а меня в Северодвинск!» – говорил он мне. А потом я вдруг узнаю, что его откомандировывают назад, на дивизию, в Гаджиево, и что он срочно идет в автономку командиром БЧ-2. На «К-219».

А потом было то, что было – она утонула, а он погиб.

Они раздавили ракету в шахте № 6.

Между прочим, на контрольном выходе «К-219» было установлено (уж не знаю в который раз), что в шахту № 6 поступает забортная вода. И что же? Флагманский специалист, по свидетельству очевидцев, приказал старшине команды снять сигнал «Вода в шахте № 6» – и его сняли, а потом с тем и ушли на боевую службу – здорово, не правда ли?

А 3 октября вдали от родных берегов помощник командира застает почти всю БЧ-2 в четвертом отсеке за тем, что они тянут нештатный шланг от шахты № 6 в трюм, чтоб, значит, воду с шахты сливать.

Помощник приказал им прекратить это дело и бросился на ГКП, где его и нагнал взрыв.

Вода заполнила шахту, и давлением воды ракету раздавило.

Топливо (назовем его «гептил») и окислитель (назовем его «азотная кислота»), соединившись наконец, родили взрыв.

Через разрушенную арматуру и окислитель, и горючее стали поступать в отсек.

Говорили, что резиновые маски противогазов просто растворялись на лицах.

А горючее то такое токсичное – мама не горюй – оно в десять раз вреднее, чем концентрированная азотная кислота – как вам это понравится?

Продули балласт, и лодка всплыла в надводное положение, и вот потом уже, находясь в надводном положении, она медленно и монотонно заполнялась водой через незакрытую арматуру системы орошения ракетных шахт.

6 октября в 11 часов 03 минуты «К-219» ушла под воду вместе с матросом Сергеем Премининым, заточенным в реакторном отсеке.

Говорят, что комдив ему сказал: «Ты стучи в переборку, чтоб я слышал по «Каштану», что все в порядке» – и Преминин стучал.

А еще комдив слышал его дыхание. Он дышал в «Каштан».

А потом он заплакал и это комдив тоже слышал. Он это по гроб жизни теперь не забудет. Конструкторы! Создатели реакторов для подводных лодок! Вы это тоже запомните. Пусть вам приснится когда-нибудь, как человек дышит в «Каштан», пусть вам вообще что-нибудь снится! И вам, господа штаб, и вам, господин Главком…

Государственная комиссия, назначенная для выяснения причин и наказания виновных, установила, что виновными в этом деле является… плавсостав корабля и командир Игорь Британов, прежде всего. Что и требовалось доказать.

То есть, не штабы, с благословления которых, экипаж, укомплектованный на 35 процентов пришлыми людьми, в нарушение всех руководящих документов по боевой подготовке, был отправлен в море на неисправной технике выполнять боевые задачи, виновны в происшедшем, а сами люди, только недавно прибывшие с боевой службы и выпихнутые штабами снова в море.

Браво! Ай, да комиссия! Куда не поверни, нам всюду клин в срамное место!

И только министр обороны маршал Язов (земной ему за это поклон) приказал судебное разбирательство не начинать.

Вот и все дело.

И что мне особенно в ней нравится, так это то, что потом, через какое-то время, многие начальники, причастные к этой истории, начинают вдруг вспоминать подробности.

Например, они как-то мягко, не настаивая ни на чем, начинают говорить, что, видимо, «К-219» в тот трагический для себя день, повстречалась в океанских глубинах, в которых годами можно ходить и никого не выходить, с… американской подводной лодкой, и та ее легонько толкнула, но так, знаете ли, аккуратно, что задела только крышку шахты № 6, оставив безо всякого внимания крышки других, рядом расположенных шахт, с номерами 3, 4, 5, 7 и даже 8.

То есть, нам ударили по раненной руке. Неудивительно, что после этого все и случилось. То бишь, сами-то мы молодцы, вот только они – подлецы.

Увы!

Эти фантазии, а лучше сказать, эти видения, будут посещать наше начальство еще не раз. Следующим на очереди был «Комсомолец», а потом «Курск».

Комментарии  

 
-3 # Павел 09.11.2008
Саша. Я думал раньше о тебе лучше. А ты... Пусть это останется на твоей совести. Я про К-219. Павел. Северодвинск
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Сергей 03.10.2009
Всё написано правильно.Так всё и было.Очевидец.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Инна 05.04.2010
Мда... Очень по-русски: наказать невиновных, наградить не участвовавших.. .
Кстати, члены экипажа К-219 (которых, к счастью, хотя бы не засудили) ДО СИХ ПОР не считаются ликвидаторами ядерной катастрофы. А их, между тем, остается все меньше...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-2 # Алёнушка 11.02.2011
А я слышала, что матери Сергея Преминина послали похоронку с формулировкой " Утонул по пьянке". Неужели это правда ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # елизавета 14.12.2012
что за бред??в какой пьянке?лично с ней знакома, ничего такого ей не приходило.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Олег Лиховских 18.02.2013
К большому сожалению, в то время лодки выходили в море не только с неиспраностями ракетного комплекса. Я служил на этой лодке и мы ее приводили на средний ремонт в Северодвинск осенью 1978г.На этой лодке уже была серьезная аврария и в походы она ходила с 15-ю ракетами на борту. Винить в во всех грехах командиров АПЛ легче всего, а ведь приказы не обсуждаютс, только потом почемуто никто не признается кем был отдан приказ идти в поход на неисправном оборудовании, поверьте это касается не только К-219. Я думаю в наше время ситуация не лучше. Пока среди командного состава флота существуют пофигисты все останется без изменений, они ведь не своих детей и родственников отправляют в походы. Да пусть всегда сбываются слова М.И Гаджиева!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Александр Чуклин 05.08.2013
Александр! Точную дату его прихода на К-32 я не помню, но летом 1982 года вместо боевой службы, нас (экипаж в/ч 09895) отправили перегонять чужой РПК в Северодвинск. Шутники смеялись над Петрачковым - только вырвался из Северодвинска и снова в ремонтники. Мы вернулись в Гаджиево в сетябре 1982 года. До ухода К-32 в июне 1986 года в Северодвинск на утилизацию, прошло почти четыре года, за это время мы сделали, как минимум, три боевых службы, в которых Петрачков участвовал сначала в качестве командира группы БЧ-2, а в последней уже в качестве командира БЧ-2, капитана 3 ранга! Сколько нужно пройти боевых служб, чтобы набраться опыта? Почему в некоторых "изданиях" о К-219 Петрачкова вообще называют береговым офицером? Петрачков не ушел в Северодвинск с К-32, а перевелся на К-219. Обидно за погибших, стыдно перед их родителями, женами и детьми!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Александр Чуклин 05.08.2013
Вопросов без ответов огромное количество, но, к сожалению, этих ответов мы не получим! Объема в 1000 символов маловато, чтобы написать все!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Олz 05.10.2016
Спасибо дяде Жене Азнабаеву, что вытащил моего дядьку с корпуса, спасибо Британову, что каждый год общается со своим экипажем, спасибо Сереже что выполнил приказ, спасибо дяде Юре Ващенко что есть сегодня и собирает экипаж....спаси бо всем и пусть им сниться теплая Куба не так часто...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cemen 17.01.2017
Александр здравствуйте! Не могли бы вы ответить на пару вопросов: 1. если вы служили к-219 может вы знаете можно ли было выравнить давление в РО из смежного отсека.
2. не понятно почему Преминин остался один почему его никто не подстраховал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить