Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

Все, что случилось с К-159 - это как дурной сон


Интервью ИА "REGNUM-ВолгаИнформ".

- Александр Михайлович, как вы прокомментируете заявления о том, что в трагической аварии АПЛ К-159 в Баренцевом море виноват командир соединения подводных лодок в Гремихе капитан второго ранга Сергей Жемчужнов?

- Лодка утонула, с ней на дно пошли люди. Конечно, за все отвечает командир соединения, и его обязательно отдадут под суд, с должности снимут, уволят в запас.

С другой стороны система виновата сама. Гремиха - это теперь отстойник. Там в основном находятся корабли отстоя, поэтому и звание командира соединения - капитан второго ранга. А если корабли стоят на приколе, то гниет, прежде всего, не корабль, а специалист. Немедленно он лишается всех своих замечательных качеств и превращается в сторожа. Какой спрос со сторожа? У него же все свойства человека с ружьем - он вину на себя брать не будет. Он про всех других тут же расскажет, а ему есть про что рассказать, поверьте мне.

Подобный переход лодки к последнему месту успокоения теми силами и средствами, которые в ходе него продемонстрировали всему миру наши доблестные Вооруженные Силы, по-своему уникален, а потому осуществляется не только средствами базы в Гремихе, а всего Северного флота. То есть, руководит им штаб, а значит, и командующий Северным флотом.

А так как такое перемещение выходит за рамки обычного, то к руководству сей операцией имеет непосредственное отношение главный штаб ВМФ и лично главком.

Так как министр обороны будет бороться с разгильдяйством показательно, то и суд, скорее всего, будет большой и показательный. Получится ли из этого фарс? Обязательно, ведь на скамью надо сажать государство, а как этот танк посадишь?

Так что начнется все, мне кажется, громко и тихо сойдет на нет. А кап-два достанется больше всех.

Это к вопросу о стрелочниках.

- Так что же могло случиться с лодкой?

- Поясню вам в стиле "для домохозяек", потому что моряки, как сказал заслуженный адмирал Кравченко "и так знают".

Лодку ведут на распил. Что надо сделать прежде того, как оторвать ее от пирса? Надо проверить ее герметичность. Обычно это делается вытяжным вентилятором. Закрывается верхний рубочный люк (остальные давно закрыты) и включается вентилятор. Он выгоняет воздух из лодки через два запора наружу. В лодке создается вакуум. Как только создали его, запираются запоры и смотрят, как этот вакуум падает - сильно или несильно. Несильно - лодка герметична.

И вот тут есть одна деталь. Лодка герметична изнутри. То есть, герметичен ее прочный корпус. Но есть еще и легкий корпус, а в нем есть емкости, охватывающие лодку со всех сторон с носа в корму. Это ЦГБ - цистерны главного балласта. Для удобства управления, они разделены на три группы: носовая, кормовая, средняя. Если лодка в надводном положении (или у пирса), то в ней все ЦГБ продуты воздухом. Заполняются они перед погружением.

Если заполнится средняя группа - лодка погружается так, что торчит над водой только рубка. Если заполнится носовая и кормовая группа - она переходит в подводное положение.

Лодка - это бочка. Герметичная бочка остается на плаву, причем она может остаться на плаву, как над водой (ЦГБ продуты), так и под водой (ЦГБ заполнены).

Теперь представьте, что лодка стоит у пирса лет двадцать. Что происходит? Железо ржавеет. Насквозь. И, прежде всего, ржавеет легкий корпус. ЦГБ дырявые. Продуешь их воздухом, но через небольшие отверстия (дырки из-за ржавчины) этот воздух начинает вытекать, и ЦГБ снова заполняется водой.

Что потом? Лодка тяжелеет, а после этого тонет у пирса, даже если прочный корпус сверхгерметичен.

Я наблюдал эти пузырьки. Я ходил на лодке в море с дырявыми ЦГБ. Их все время поддували из системы ВВД - воздуха высокого давления.

Если на лодке есть люди, они не дадут ей утонуть - вот такой принцип. И именно в соответствии с этим принципом на "К-159" посадили людей.

Риск? Да. Потрясающий риск, потому что от Гремихи на понтонах до Мурманска идти не меньше четырех суток (по-хорошему шесть-семь). Скорость невелика. Один-два узла, иначе концы лопнут.

Почему на понтонах? Потому что у нее ЦГБ, по всей видимости, дырявые, и воздуха из собственной системы ВВД для их постоянной продувки, не хватает. Нет на ней ничего, и, прежде всего, нет света, потому что батарея старая. Хорошо, если она вообще на месте, а не выгружена давным-давно. Рядом идет корабль сопровождения и с него, как сказал адмирал Кравченко, подаются в лодку шланги с воздухом (подозреваю, что вместе с кабелями нештатной электропроводки). Подаются через открытый верхний рубочный люк затем, чтоб "вентилировать их, потому что там люди, и они должны дышать". Поразительно! Рядом с этим люком и с этими шлангами должна стоять постоянная вахта, которая чуть чего перерубает шланги и герметизирует лодку. А тут все открыто! Поразительно...

Кстати, люди могут дышать, снарядив химическую регенерацию и, все-таки, закрыв люк, а так же все переборочные двери. Все-таки, переход, повторимся, уникален. То есть, так по морю лодку, вообще говоря, не тащат. Обычно она (герметичная, с целыми ЦГБ) ведется не на понтонах, а просто на тросе, что называется "за ноздрю" и на ней есть электричество (от батареи), и тогда на нее садится экипаж, в количестве не десять человек.

Десять человек не смогут "осматривать отсеки на предмет герметичности". Во-первых, там, в отсеках, полутьма, во-вторых, их - этих людей - для нормального и постоянного осмотра отсеков просто не хватает. Раз в полчаса положено делать доклад, что в отсеках "замечаний нет". Но это же люди! Они спать должны в течение этих, минимум, четырех суток перехода. Они должны спать несколько часов, чтоб не прибывать потом в креслах в обмороке, а нести вахту.

Кстати, о вахте. Если лодку ведут на понтонах, людей на ней вообще быть не должно. Она необитаема. На ней может периодически появляться команда, которая проверяет крен, дифферент и обходит отсеки, осматривая их на предмет заполнения водой. Для этого не надо сидеть на лодке; достаточно подойти к ней на катере, с риском для жизни взобраться по штормтрапу, потом спуститься, обойти и выйти.

Это всякий раз очень серьезная операция, но она не рискованней той, когда люди просто сидят в полутьме на лодке в количестве десять человек, а им по шлангам что-то там подается.

Обращаю внимание всех на то, что Гремиха в простонародье называется "Краем Летающих Собак" за то, что там чуть ли не триста дней в году дуют сильнейшие ветры, которые иной раз собак в воздух поднимают, а значит волнение моря в три балла - дело обычное. То есть, вся эта конструкция - лодка, понтоны, тросы, кабели, шланги и корабль обеспечения - колышется с волны на волну, попадает в противофазу и держится только по воле Божьей.

Но вот эта воля закончилась - лопнуло и понтоны разошлись. Что происходит с лодкой? Она зарывается в воду носом или кормой и с открытым люком начинает тонуть. Тонет она, по сведениям, полученным от телевизора, чуть ли не сорок минут. Почему люди ее не покинули? Не было команды? Кто отдает такую команду? Говорят, что это предстоит выяснить. Ну-ну!

Пока они выясняют, могу сказать, что на лодке средствами спасения экипажа являются плоты ПСН-3, ПСН-5 (на троих и на пять человек). Весят они сто килограммов и для того, чтоб их вытащить с лодки, надо снимать вертикальные трапы. Удобнее всего при такой экзотической буксировке иметь их привязанными на верхней палубе, а людей внутри (повторюсь триста раз) лучше вообще не иметь.

И потом людям, если они все же там есть, лучше бы быть одетыми в водолазные свитера и вязаные брюки из верблюжей шерсти, а водолазное снаряжение для них, на всякий случай, лучше вынести на ту же верхнюю палубу, прикрутив рядом с плотиком, а то внутри его надевать - никогда не вылезешь.

Все, что случилось, это как дурной сон. Идиотия, какая-то...

Интересно, а сколько таких лодок, таким макаром, они все же провели? И на какой обломилось?..

В этом месте самое время вспомнить о том, что кто-то там в Москве страдает по случаю невозможности удвоения ВВП! Спустились бы они на землю - у них вокруг средневековье...

- Как вы оцениваете планы по подъему лодки, лежащей сейчас на глубине свыше 200 метров?

- Надо ли лодку поднимать? А чего бы не потренироваться. Говорят, что пока есть министерство обороны, МЧС без работы не останется.

Конечно, реактор на дне это нехорошо. Но и не смертельно - в ил затянет. А что у нас затягивает в ил, то нескоро на свободу вырвется.

Источник: ИА REGNUM, 04.09.2003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить