ТАКРы (Виктор Блытов)
Постройка одного авианосца обходилась стране, по данным иностранной печати, около 4 миллиардов долларов.
Эта огромная по нынешним временам сумма тратилась с целью хоть в малейшей мере противостоять угрозе вероятного противника с морских направлений.
Нелишним будет сказать, что авианосный флот стран НАТО более чем в 10 раз превышал возможности советского ВМФ. Авианосцы имели и имеют сегодня практически все развитые страны НАТО – США, Великобритания, Франция и даже Испания. Во время англо-аргентинского конфликта из-за права обладания Фолклендскими (Мальвинскими) островами в 1983 году в основном были решены за счет использования авианосных сил. Три английских авианосца смогли с успехом противостоять всем авиационным силам Аргентины и уничтожить долговременные укрепления на побережье, обеспечив благополучную высадку и последующую поддержку десанта.
Использование американских авианосцев обеспечило победу во время операции «Буря в пустыне» в конфликте с Ираком, во время операции «Решительная сила» при наказании силами НАТО Югославии, при высадке десантов и захвате острова Гренада, на территорию Панамы. Активно использовались авианосцы при войне во Вьетнаме.
Наиболее эффективно на максимальных удаленьях от своих берегов способны осуществить только авианосцы. Для этой цели и были созданы тяжелые авианосные крейсера. Для Северного флота – «Киев», «Баку» (впоследствии переименован в «адмирал флота Советского Союза Горшков») и «Тбилиси» (впоследствии переименован в «адмирал Кузнецов») и для Тихоокеанского флота были построены «Минск», «Новороссийск» и был недостроен и продан Украиной Индии за 30 миллионов долларов «Варяг».
Советские авианосцы были оборудованы самым современным вооружением, учитывавшим последние достижения советской науки и техники.
Но началась перестройка, потом либеральные реформы. Неоднократные заверения реформаторов о том, что у России врагов нет, привели к фактическому уничтожению авианосного флота. На сегодня в строю остался всего один авианосец - «Адмирал Кузнецов». Остальные, в течение короткого времени были скоропалительно выведены из состава ВМФ и проданы на металл. Корабли, срок службы которых был 30 лет, прослужили всего: «Киев» - 16, «Минск» - 11, «Новороссийск» - 9 лет, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - 2 года. А недостроенный «Варяг» с готовностью 80% был продан с установленным оборудованием, как простой кусок железа.
«Минск» был продан Южной Корее фактически по документам за 4,4 миллиона долларов (официально было объявлено, что за 400 миллионов), «Новороссийск» был продан также Южной Корее за 4,2 миллионов долларов (официально объявлено, что за 300 миллионов). «Киев» полностью разоруженный и полусожженый ржавеет в одной из бухт Северного побережья России (продан Индии для разделки на металл за 200 миллионов долларов), а «Адмирал флота Советского Союза Горшков» готовиться к продаже Индии, как боевая единица.
Самое удивительное, что инициаторами продажи выступили некоторые адмиралы Российского ВМФ, под благовидным и благородным предлогом постройки квартир офицерам и мичманам. К сожалению, до сих пор неизвестно куда делись вырученные от продаж кораблей деньги. С должности снят и привлечен к уголовной ответственности, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Хватов (впоследствии он был освобожден по амнистии и за «недоказаностью улик»).
Известинская публикация Бориса Резника «Зачем российским адмиралам корабли? Чтобы продавать!» (N120,1997 г.) была замечена руководителями Генеральной прокуратуры России. По их высокому поручению начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, государственный советник юстиции 2-го класса В.Морозов поручил Дальневосточному транспортному прокурору В.Балябе «срочно проверить изложенные в статье факты и предоставить Генпрокуратуре докладную записку и другие материалы». Опережая события, сообщу, что проверка установила абсолютную точность описываемых событий.
Напомню, речь шла о беспрецедентной попытке отправить в Южную Корею тамошней фирме «Янг Дистрибьюшен Кш» под видом лома черных металлов (в этом качестве были проданы тяжелые авианесущие крейсеры «Минск» и «Новороссийск») сверхсекретные радиолокационные, навигационные, зенитно-ракетные и прочие комплексы, различные вооружения и техническое оснащение кораблей. Видимо, для того, чтобы «покупателю» было легче разобраться с нашей наисложнейшей оборонной техникой, к ней были приложены «документация с описанием, порядком эксплуатации и схемами устройств, комплектующие узлы и ЗИПы».
Аферу, наверняка не имеющую аналогов в мировой практике, разоблачили совершенно случайно. Огромные корабли, демонтировать оборудование и вооружение с которых, по мнению специалистов, было куда как сподручнее на мощных базах и заводах ТОФ в Приморье, вдруг оказались в совершенно не приспособленной для этого бухте Постовая под Советской Гаванью.
Это – зона ответственности маленькой провинциальной Ванинской таможни.
Чьи же подписи на документах?
Именно туда в один из дней в декабре 1994 года прилетел представитель Центрального управления материальных ресурсов (ЦУМР) и внешнеэкономических связей Минобороны России (ныне Росвооружение) капитан первого ранга Михаил Рязанцев. Он предъявил две доверенности NN 148/12-228 и 148/12-229 своей организации на право «произвести оформление экспорта кораблей «Минск», «Новороссийск» и передачу их представителям покупателя».
Каперанг вручил таможенникам и «ликвидационные акты», свидетельствующие о том, что тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКРы) прошли тщательную «таможенную очистку» и кроме лома черных металлов – то бишь, остовов корпусов – на них ничегошеньки нет. Ванинские таможенники обратили внимание на такую странность: доверенность ЦУМРа на право передачи уникальных кораблей зарубежному покупателю вместо значащегося на бланке начальника валютно-финансового отдела А.Кузьменко подписало некое лицо, поставившее перед обозначением должности палочку, означающую «за».
Быть может, в момент эпохального решения по отправке кораблей господин Кузьменко отсутствовал? Тогда почему бы не подписать доверенность тому из его начальников, кто обладает этим правом? Закорючка, поставленная Бог весть кем, очень даже настораживала. А тут еще и на другом разрешительном документе на право выпуска кораблей за границу, спроворенном в Московском таможенном управлении, значится фамилия начальника отдела организации таможенного контроля В.Сермавкина, однако впереди – все та же пресловутая палочка и чужая неразборчивая подпись. Опять же печать почему-то общего отдела, которую ставят обычно на пакеты.
– Если подходить к делу сугубо формально, бравый каперанг предоставил все документы, необходимые для таможенно-пограничного оформления, и нам оставалось-то шлепнуть печати и открыть границу, – рассказывал потом заместитель начальника Ванинской таможни Николай Слюндин,
– Но подписи на документах, печати, уровень должностных лиц, причастных к этому совсем не рядовому перемещению через границу недавней гордости отечественного флота – все настораживало. Поэтому решили досмотреть корабли.
По их свидетельству, Михаил Рязанцев очень удивился желанию таможенников: чего, мол, ребята, там смотреть? Железо, оно и есть железо. Как потом обнаружат вызванные таможней военно-морские контрразведчики, сверхсекретное вооружение и оборудование, оказавшееся на обоих кораблях в исправном, законсервированном либо «ремонтопригодном состоянии», было мастерски замаскировано. Проходы к нему завалили хламом, пробраться через который было не так-то просто. Снятые антенны в смазке бережно уложены на палубе. Восемь гребных винтов – это 120 тонн бронзы – хоть завтра пускай в дело. Контрразведка ТОФа написала секретную справку о попытке невиданной доселе контрабанды, направила ее в правительство и в другие инстанции. Вместо того, чтобы немедленно возбудить по выявленным фактам уголовное дело, быть может, не одно, были предприняты попытки служивых людей с большими звездами на погонах «объяснить ситуацию».
В контрактах на поставку ТАКРов, в разделе «Условия поставки» есть непонятная для меня фраза: «Судно со всеми принадлежностями должно быть передано Продавцом и принято Покупателем в состоянии «как есть».
О каких «принадлежностях» речь, если мизерные цены взяты лишь за черный металлолом и в тех же контрактах оговорено, что оба корабля должны находиться в «порожнем состоянии»?
Вспомним о «ликвидационном акте», датированном 20 декабря 1994 года и утвержденном командиром войсковой части 40011 вице-адмиралом В.Васильевым.
Сотворила его специальная комиссия из тринадцати старших флотских офицеров во главе с капитаном первого ранга В.Якимчуком.
Сравним этот документ с другим актом, составленным пять месяцев спустя офицерами военно-морской контрразведки с привлеченными ими флотскими специалистами. Итак, в «ликвидационном акте» утверждается: «Радиотехническое вооружение, оборудование, имущество списано, демонтировано и сдано в довольствующие органы. Лицевой счет закрыт». На самом деле не демонтированы и остаются на штатных местах в пригодном для эксплуатации состоянии:
- МР-700 (РЛС "Фрегат") - радиолокационная станция воздушной, надводной обстановки, обнаружения целей (Совершенно секретно).
- МР-105 РЛС - станция управления стрельбой корабельной зенитной установки (Секретно).
- "Аллея-2" - автоматизированная система сбора и обработки информации целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств ПЛО и ПВО (Совершенно секретно).
- МНРА, привод СВ - автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов) (Секретно).
- "Салгир-1143" - навигационный комплекс (Совершенно секретно).
Авторы «ликвидационного акта» утверждают, что на кораблях «отсутствует ракетно-артиллерийское вооружение, оборудование, боезапас». На самом деле в целости и сохранности были обнаружены:
- Ракетный противолодочный комплекс "Вихрь" (Секретно).
- Корабельный зенитно-ракетный комплекс "Оса-М" (Секретно).
Чудовищно!
По цене ржавого железа за границу чуть было не ушли военные секреты ценой в сотни миллионов долларов! По здравому разумению за этим разоблачением должны были последовать строгие оргвыводы, привлечение виновных к уголовной ответственности.
И что же?
Виновных никто даже не пытался искать. Как увидим, демонтировать суперсекретное оборудование и вооружение тоже не спешили. Зато по команде снизу вверх лихо шли рапорты о полном наведении порядка.
26 июля 1995 года бывший министр обороны Павел Грачев сообщил в письме бывшему первому заместителю председателя правительства РФ Олегу Сосковцу: «…завершены работы по предпродажной подготовке к реализации за границу тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» и совместно с органами ФСБ выполнены мероприятия по предотвращению утечки сведений, составляющих военную тайну, и возможности вторичного использования вооружения и оборудования данных кораблей «Минск» и «Новороссийск» к передаче южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшен Кш» для разделки на металлолом в соответствии с ранее заключенными контрактами готовы».
Министр отрапортовал одному из первых руководителей правительства.
Казалось бы, действительно все на крейсерах приведено в полное соответствие, оставлены от них одни остовы.
Но почти через полгода на ТАКРах побывала новая комиссия в составе инженеров-контролеров Г. Мирзояна и А. Медведева.
Они пишут в военную прокуратуру, в военно-морскую контрразведку, в таможенное управление: «…не обнаружено следов работы по организованному демонтажу приборов, аппаратуры, узлов и деталей. Практически в полном составе оборудование, содержащее драгоценные металлы, находится в рулевой рубке, командном центре управления, центре связи, электроремонтных мастерских и других жизненно важных объектах кораблей. Ориентировочное содержание драгоценного металла, находящегося в данный момент на «Новороссийске», составляет 60-70 процентов от первоначального».
На ТАКРах были сотни километров красномедных трубопроводов, медных кабельных трасс, латунная, бронзовая забортная арматура, титановые обтекатели. Кроме того, много золота, серебра, платины. Сколько? Этого не знает никто.
В «ликвидационном акте» записано: «…общий вес цветных металлов, оставшихся в корпусах бывших ТАКРов, определить не представляется возможным в связи с отсутствием проектно-строительной документации кораблей».
Есть в этом акте еще и такая фраза: «В соответствии с решением командующего ТОФ адмирала И.Хмельнова списанный на слом бывший ТАКР «Новороссийск» разрешено реализовать инофирме с оставленными на корабле системами, устройствами, содержащими цветные металлы».
Напомню, этот самый Игорь Хмельнов, которого нынче судят за квартирные и прочие аферы, которые он творил, будучи командующим ТОФ. «Минск» продали за 4,4 миллиона долларов, а «Новороссийск» - за 4,2 миллиона долларов. Специалисты утверждают, что только цветных металлов на обоих кораблях осталось и ушло бесплатно за рубеж на 12-14 миллионов долларов. Дальневосточный транспортный прокурор выполнил поручение Генеральной прокуратуры и в точно обозначенные сроки направил туда множество документов, подробно повествующих и о самой афере, и об ее организаторах. Попутно был подготовлен «отказной материал» по привлечению к уголовной ответственности ванинских таможенников, так как «не была выявлена их причастность к незаконному перемещению через границу материальных ценностей на авианесущих крейсерах «Минск» и «Новороссийск».
На самом деле, таможенникам впору давать награды: именно они предотвратили отправку за границу совершенно секретного флотского вооружения и оборудования и целый год сдерживали натиск высоких военных чинов, стремившихся во что бы то ни стало, как можно скорее сбагрить корабли за кордон.
23 октября 1995 года бухту Южная на буксире покинул корпус тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Минск», проданный на металл южнокорейской компании Йон Ютхон (Янг дистрибьюшн корпорейшн). Корпус ТАКРа «Новороссийск» был отбуксирован в Южную Корею в январе 1996 года.
Справка:
ТАКР «Минск» (пр.1143) был спущен на воду в Николаеве 26 декабря 1972 г., и 9 ноября 1982 г. включен в состав ВМФ. Но уже 30 июня 1993 г. он был разоружен и 28 августа 1994 спустил Военно-морской флаг. Таким образом, корабль, имевший ресурс 25 лет, прослужил лишь 11 лет. Водоизмещение – 30539/41370 т; 273,8х49х9,0 м; 180000 л.с.; 32 уз; 13500 миль; 4х2 - ПУ ПКРК П-500 (16), 2х2 - ПУ УЗРК "Шторм" (72), 2х2 - ПУ ЗРКСО "Оса-М" (40); 2х2 - 76-мм и 8х6 - 30-мм орудий; 2х5 - 533-мм ТА; 1х2 - ПЛРК "Вихрь", 2х2 - РБУ-6000; 1642 чел.
Авиагруппа (после доработок) 36 ЛА. Типовая: 24 самолета (легкие штурмовики Як-38 или учебные Як-38У), 12 вертолетов (Ка-27ПЛ, КА-27ПС, Ка-25, Ка-25РЦ).
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых подводных лодок во взаимодействии с другими силами флота, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота. Главный конструктор А. В. Маринич (Невское ПКБ). Заложен 28.12.1972 в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе (заводской N°102), спущен 30.09.1975 г., вступил в строй 27.09.1978 г. и 23.11.1978 г. включен в состав ТОФ. 24.2-3.7.1979 г. совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 11-14.12.1982 г. нанес визит в Бомбей (Индия), и 4-8.7.1986 г. - в Вонсан (Северная Корея).
Исключен из состава ВМФ 30.06.1993 г. В 1994 г. расформирован и потом продан частной фирме в Южную Корею на слом. 30 июля 1998 г. перепродан Китаю и отбуксирован в г. Шэнь Чжень, провинция Гуан Дон (КНР). Идут работы по созданию музея "Мир авианосца". Владелец: "MINSK Aircraft Industry Co. Ltd." Room 3201, Kerry Center, Renmin Road (South), 518000 Shenzhen, PRC.
ТАКР «Новороссийск» (проект 1143.2, 1978 г.)
Водоизмещение – 30539/41370 т; 273,8х49х9,0 м; 180000 л.с.; 32 уз; 13500 миль; 4х2 - ПУ ПКРК П-500 (16), 2х2 - ПУ УЗРК "Шторм" (72); 2х2 - 76-мм и 8х6 - 30-мм орудий; 1х2 - ПЛРК "Вихрь", 2х2 - РБУ-6000; 1642 чел. Авиагруппа 36 ЛА. Типовая: 24 самолета (легкие штурмовики Як-38 или учебные Як-38У), 12 вертолетов (Ка-27ПЛ, КА-27ПС, Ка-25, Ка-25РЦ).
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых подводных лодок во взаимодействии с другими силами флота, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота. Главный конструктор А. В. Маринич (Невское ПКБ). Заложен 30.09.1975 в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе (заводской N°103), спущен 26.12.1978 г., вступил в строй 14.08.1982 г. и 24.11.1982 г. включен в состав ТОФ. 12-16.05.1988 г. нанес визит в Вонсан (Сев. Корея). Исключен из состава флота 30.06.1993 г. В 1994 г. расформирован и продан за 4,2 млн. долларов фирме "Янг дистрибьюшн компани". Находится на отстое в порту Пусан (Южная Корея). Владелец: "Young Distribution Co."