"За углом" (А.Ф. Копьев)
Задача, не характерная для этого проекта, ставилась следующая: обеспечение ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) в дальнем охранении не «от хорошей жизни» на ТОФ. Отсутствие в противолодочной дивизии (45-й) нужного количества подводных лодок с соответствующим противолодочным поисковым потенциалом, видимо, заставляло командование флота использовать для этих целей и наши корабли. К 1977 году в нашей дивизии их было два: «К-201» и «К-429» с одним вторым экипажем - 305. Командиром ПЛА «К-429» был капитан 1 ранга Козлов Валентин Тихонович, Герой Советского Союза. А ПЛА 671 проекта в 45-й дивизии три: К-314, К-454 и К-469. Если задача встречи на маршруте патрулирования РПК СН при проверке отсутствия слежения за ней иностранной атомной подводной лодки (ИПЛ) с трудом выполнялась, то задача обнаружения следящей ИПЛ – выполнялась не всегда и не всегда успешно. Первая задача выполнялась с трудом только потому, что на ПЛА отсутствовали современные средства коррекции места подводной лодки такие, как спутниковая навигационная система «Шлюз», которой стали вооружать ПЛА 670 проекта в конце 70-х начале 80-х годов. А навигационный комплекс «Сигма-670», которым была вооружена ПЛА, не хранил долго координат с точностью, позволяющей встречаться с РПК СН, имеющего на вооружении инерциальный навигационный комплекс с такими средствами коррекции, как гидроакустический лаг и высокоточные астрономические средства. Поэтому командир ПЛА 670 и 671 проекта, накануне встречи с РПК СН, молился тому, чтобы Аллах снизошел к нему, послав хотя бы три звезды и море, соответствующей бальности, позволяющей использовать «могучую» астронавигационную систему под названием ПЗНС-10, хотя бы за несколько часов до встречи. (Точность определения места по 4-м звездам около 54 кабельтовых!). Иностранные и отечественные радионавигационные системы не позволяли определить место подводной лодки с точностью, обеспечивающей надежную встречу с обеспечиваемой РПК СН. Вторая задача – обнаружение ИПЛ с гидроакустический комплекс (ГАК) «Керчь» и шумностью на порядок меньшей, чем у лодок I поколения – была выполнима с очень малой долей вероятности. Тем не менее, были и кратковременные контакты с ИПЛ. Восстановление же контакта после окончательной классификации его (которая, в соответствии с ТРПЛ-75 требовала всплытия под перископ) и передачи радиодонесения (РДО) на берег об обнаружении следящей за РПК СН ИПЛ, было маловероятным не только из-за отсутствия на подводной лодке таких средств связи, какие имелись на ПЛА III поколения, с которыми я познакомился, будучи председателем госкомиссии, принимая в состав ТОФ 971 проект, имеющий выпускаемые антенны типа ВБА «Залом», позволяющей ему не всплывать под перископ для передачи РДО, и не терять контакта с ИПЛ. Дистанции первичного обнаружения иностранной подводной лодки ГАК «Керчь» были минимальными, а отсутствие в составе его активного эхолокатора, подобного станции «Арфа» на ПЛА 671 проекта, не позволяло эффективно и безопасно следить на больших скоростях за обнаруженной ИПЛ.