Мы не встречались с ним тридцать три года (Борис Викторов)
Я не знал, как сложилась его судьба, после того, как по окончании училища он уехал на Байконур. Я спрашивал о нем всех встречавшихся мне однокашников.
Я потерял связь с ним – после пяти лет соседства за одним столом и – юношеской дружбы. И совершенно случайно, попросив одного знакомого «пробить» старый Симферопольский адрес, и получив от него электронное письмо с телефоном –
Я набрал номер. Трубку взяли сразу.
- Вы извините, может быть мой звонок покажется вам странным – но я ишу своего одноклассника по училищу – Кононенко Бориса.
- Я вас слушаю.
- Здравствуй, Боря!
И снова встал перед глазами класс, и мы – стоящие втроем у доски…
Но теперь – мы встретимся.
Что делает курсант в увольнении?
Если кто-то начнет рассказывать о том, что сломя голову бежит в музей или театр – я наверное скажу «Угу» - и похмыкаю.
Конечно – конечно. Можно и в музей, и в театр…. Ну а можно – просто побродить по городу, тем более что первый курс - за плечами, и привезена уже «гражданка», и «забазирована» на специально снятой на пол-взвода квартире, и вечер изумительно хорош – воскресный Севастопольский осенний вечерок.
Нет уже летней жары, но еще не наступило время ветров и дождей, и еще не прозрачны улицы в голых деревьях, и еще живет в гуляющих отблеск лета, солнца и моря, любви и улыбок…
Ну как скажите в такой вечерок – да не побродить троим друзьям просто по улицам, надеясь на случайную встречу, на может быть мимолетное знакомство… Или просто – «поводить обезьяну» - пройти по «городскому кольцу» - Б. Морская – Нахимова-Ленина, заглядывая в кафешки и бары, не задерживаясь нигде подолгу, просто идти – и дышать, и приветствовать знакомых – а как же без них, ведь не одни мы гуляем сегодня, и переглядываться с такими же компаниями девченок – так же неторопливо идущих навстречу или в ту же сторону.
Так можно было бы бродить долгие часы – но кончаются рано или поздно и деньги, отложенные а сегодняшнее увольнение, да и вечер – очередной свободный вечер – тоже подходит к концу, и надо возвращаться в «систему», и, «зажевав» чем - нибудь остреньким запах употребленного – докладываться дежурному по факультету, укладываться спать…
И только повозившись, устраиваясь поудобнее в жесткой кровати, сосед по кубрику и столу в классе вдруг вспомнит:
- А ведь завтра - первая пара – семинар по спецрадиоэлектронике. Ты читал хоть что-нибудь?
- Не-а… А, пронесет, прорвемся как нибудь, не сразу же начнет спрашивать… Спи.
И затихнет потихоньку кубрик, негромко шевелясь и вздыхая, вспоминая прошедшие часы, и мечтая о будущих увольнениях, и других встречах.
………………
Капитан второго ранга, преподаватель радиоэлектроники ворвался в класс оставляя за собой легкие завихрения воздуха. Едва дослушав доклад дежурного – он стремительно бросился в проход между столами.
- Так… та-а-а-к… О! Товарищ курсант!
Наш третий друг, с которым мы вчера так весело гуляли вскочил и представился:
- Курсант Гладыш!
- К доске! Та-а-а-к…
И снова стремительное движение между рядами столов…
Какая-то нереальная еще догадка – ищет… Валеру вызвал. Сейчас – меня – заставила лихорадочно пролистав конспект попытаться понять хоть что-то из того что там написано, и бросилась в глаза «палатка Эйлера», с проведенной поперек линией, на которой стояла цифра – ноль семь…
Сидевший рядом второй товарищ согнулся над тетрадью не так низко.
- О! второй! – палец в соседа – Вы!
- Курсант Кононенко!
- К доске!
Всё. Третий – я… как бы тут что понять из того, что он понаговорил на лекции… Казалось, что мгновенно потекший между лопаток пот мобилизовал остатки разума, сосредоточившиеся на последней попытке понять, что за слова написаны в тетради, и нос прилип к корявым строчкам…
- Где же третий… третий.
Снова стремительное движение между столов.
Все. Надо поднимать голову. Ме-е-е-дленно…
- Товарищ курсант! – и – палец, прямо в грудь…
- Курсант Васильев!
- К доске!
Будто на эшафот.
Стоим.
С сознанием выполненного долга преподаватель, усевшись поудобнее на стул пояснил недоумевающему (это еще слабо сказано – глаза круглые у всех были) классу:
- Сейчас вот эти товарищи нам покажут свои знания. Как они готовились к семинару – наблюдал вчера лично. В кафе «Бочонок». Сидим с женой, отдыхаем. Влетают. Я жене говорю – мои. Завтра – семинар у них провожу. Интересно – увидят – поздороваются и уйдут – или сразу убегут? И что вы думаете, товарищи курсанты? У них хватило хамства меня просто не заметить! Наглейшим образом, шляясь по городским распивочным заведениям в запрещенной гражданской форме одежды, эти экземпляры полностью утратили чувство бдительности и реальности! Морской офицер должен бдить! Всегда! Докладывать вашему командиру роты я не собираюсь. Но! Борзость на флоте – наказуема!
Итак:
Курсант Гладыш докладывает…
Курсант Кононенко докладывает…
Курсант Васильев докладывает…
……………
Меня спасла запечатлевшаяся в сознании «палатка Эйлера» - и доставшийся вопрос как раз по этому графику.
Борю Кононенко – блестящее знание радиотехники, которой он увлекался еще в школе. Валере Гладышу повезло меньше всех.
А с преподавателем радиоэлектроники почему-то сложились доверительные отношения, которые не прерывались еще очень долго, почти всю офицерскую службу.