ВПК работает на ходу
Например, о сегодняшнем состоянии подводного флота России и прежде всего той его части, к которой принадлежат новейшие корабли.
Новейшая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 855 "Ясень" "Северодвинск" не прошла второй этап государственных испытаний. А первая подлодка типа "Борей" "Юрий Долгорукий" принята в ВМФ в самом конце года и в ней еще предстоит "кое-что доделать на ходу" - вот это на сегодня настоящая правда.
То есть старые АПЛ проектов 667-БДР и БДРМ, а также многоцелевые АПЛ под названием "звериная серия", свое дохаживают, а вот новые все никак не появляются, а если и появляются, то требуют еще доведения до ума - получается, что России никак не пересесть на новый стул - старый из-под нее убирают, а новый сам отодвигается.
В чем причина? На мой взгляд, причина в организации работ. Во времена СССР военное кораблестроение было создано так: ВПК создавал корабли, но под контролем МО и ЦК КПСС. В ЦК был военный отдел, а в МО были военная наука, Главное управление кораблестроения (ГУК) и профильные институты ВМФ.
Военная наука определяла нашего главного врага и направление главного удара, потом она же выдавала задание, например, для выполнения боевых задач нужны такие-то и такие корабли и подводные лодки.
На основании этого МО, ГК ВМФ и ГУК ставили задачу профильным институтам: нужен такой-то корабль или субмарина.
Во всей этой череде институтов 1-й ЦНИИ ВМФ был самым главным - он отвечал за "сбор корабля". Именно он готовил ТЗ для бюро, но сначала он, как и другие институты профилем поменьше, каждый год готовили тематические карточки - что надо делать, куда двигаться. Эти карточки утверждались на научно-технических советах институтов и поступали в МО, ГК ВМФ и ГУК. Там они тоже утверждались и деньги на работу выделялись - проводились научно-исследовательские и конструкторские работы (НИРы и НИОКРы), которые потом превращались в оборудование, а затем все это попадало на корабли.
И корабли сходили со стапелей. Порой в год ВМФ принимал две лодки.
Но в 90-е годы все сократилось. Флот стал ужиматься. Наконец он ужался до состояния десяти процентов от прошлого, и в настоящее время только продолжает хиреть.
Необходимость в институтах ВМФ (в таком их количестве и качестве) постепенно отпала, их стали тоже сокращать, урезать, ужимать. И ужали. В настоящее время до размеров почти булавочной головки.
Сейчас все они пока еще существуют в составе ВУНЦ - Военного учебно-научного центра, объединяющего всех и вся, в названии чего встречается только слово "институт", с академиями, высшими военными училищами, высшими офицерскими курсами, суворовскими и нахимовскими училищами и кадетскими корпусами.
То есть объединили все - от детского сада и до могилы. Вот и получился в свое время совершенно неуправляемый монстр, который не способен никого и ничему научить, образовать и способен только сокращаться и сокращаться.
Военная наука сокращена до полного выпадения волос, а военное кораблестроение - до полного лишения всякого военного ума.
Долгое время такое положение устраивало руководство страны, но потом решили возрождаться. А как возрождать то, что поломано? Никак.
Отечественный ВПК теперь существует практически без присмотра - ни задач, ни целей при огромном желании получать деньги.
Деньги теперь дают, но вот результата нет. В СССР результат был - до сих пор эти корабли носим, а вот то, что создано Россией... увы, пока похвастаться особенно нечем.
Раньше даже военпреды были, а теперь - только остатки.
И теперь все существуют как придется. НИРы и НИОКРы почти не проводятся. Из 100 заявок, поданных тем, что осталось от 1-го ЦНИИ ВМФ, проходит только одна. Но зато при минобороны образовалось неслыханное количество различных экспертов, экспертных советов, бюро и там только деньги, деньги, деньги.
А ВПК, предоставленный самому себе, изобретает то, что хочет, а потом все это втюхивается флоту. Порой получается громоздкое, "очень современное" и трудноуправляемое оборудование.
И даже если оно очень нужно сегодня и совершено замечательно, для его грамотной эксплуатации нужно готовить людей, а их негде и некому готовить - все сократили, ужали, преподаватели ушли и умерли - возврата нет. Надо создавать все теперь на ходу и заново. И потом, одна техника внутри подводной лодки, скажем так, может плохо сочетаться с другой техникой, и поскольку у нас все, повторим, на ходу, на бегу и заново, то все это выносится порой только на государственные испытания. И замечания нарастают как снежный ком.
И "Ясень" тому яркий пример. Еще в октябре 2011 года было выявлено несколько сотен замечаний и недоработок, которые "Севмаш" обещал устранить в кратчайшие сроки. Прошел год напряженной работы, и теперь этих замечаний оказалось еще больше, чем в прошлый раз. И что же теперь делать?
Делать надо хоть что-то, потому что главные претензии предъявляются к тому, ради чего и создавался "Ясень" - к крылатым ракетам "Калибр", основной ударной силе АПЛ.
И теперь Главкомат ВМФ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) решают: доработать лодку и повторить госиспытания или передать-таки ее флоту, а недостатки устранить в ходе эксплуатации - то есть опять на ходу, на бегу, как получится.
Все-таки проект 855 создается 13 лет, и пора бы уже принимать решение, понимая при этом, где в развитии отечественного кораблестроения мы вообще-то находимся.
Скорее всего, устранят только самые заметные недостатки и передадут АПЛ флоту в ближайшее время так как есть. И если это случится, то "Северодвинск" вступит в строй в первой половине следующего года или даже к концу года. А если проводить третьи по счету государственные испытания, то все это сдвигается опять на неопределенное время.
Но проект 855 очень сложен технологически. И если до сих пор все еще требуется "подружить" ракету с боевой информационно-управляющей системой лодки (БИУС) нового поколения, то для экипажа успешное управление таким кораблем и таким оружием превращается в архисложную задачу. Потому что помимо БИУС "Северодвинск" буквально напичкан сложнейшей электроникой, для работы с которой необходима специальная подготовка экипажа.
И любое отклонение от нормы может закончиться очень плачевно и для корабля, и для людей. И если в США сложное стараются превратить в простое по управлению, чтоб им мог управлять человек даже в стрессовой ситуации, то у нас даже для системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) сделают автоматическую подачу, отдельную стойку и пульт, на котором надо в ужасе, перед тем как сгореть заживо, набирать комбинацию из 12 символов. И тут стоит вспомнить АПЛ "Нерпа", где на госиспытаниях потеряли 20 человек и едва не похоронили лодку.
Так в чем же на сегодня состоит та правда о подводном флоте, которой предстоит посмотреть глаза?
На мой взгляд, правда заключается в том, что сейчас создаются такие корабли, доработку которых планируется производить только на ходу.
Очевидно, что этого делать нельзя. Нельзя передавать флоту то, что еще только предстоит довести до ума. Это путь к глобальным катастрофам в самом недалеком будущем.