Путевые заметки
Я прилетел во Владивосток поддержать экипаж "Нерпы", но всем должен объяснять, что это частный визит, что я тут по приглашению, пригласили спонсоры, мои друзья и бизнесмены, чтобы прокуратура, ни дай Бог, не сказала потом, что я повлиял на суд, присяжных, ну и так далее. Я просто приехал поддержать людей – вот и все.
После серого воздуха Петербурга Владивосток свеж, как помидор на ветке: солнце, океан, у берега лед и черные точки рыбаков.
И улицы по названию кораблей или народностей – например, Алеутская.
Владивосток воевал два раза. Первый раз против японцев: японская эскадра в русско-японскую войну подошла и обстреляла через сопку город. В ответ вышли подводные лодки и так напугали японцев, что они больше не сунулись. Второй раз: отразили атаку японских камикадзе на город в годы Второй мировой войны – те пытались взорвать нефтебазу – их расстреляли еще в воздухе.
На Арсенале во Владивостоке, который имеет в наши дни обыкновение периодически взрываться, до сих пор хранится оружие Квантунской армии – представляете, сколько там раритетов?
Одних самурайских мечей – более 1800 штук. Если мечи стоимостью по 2,5 миллиона долларов, их бы в правильные руки, да и продать все это японцам – так можно было бы построить квартиры для военных, детские сады и больницы. Но, все это в России, если и будет когда-то сделано, то только не через то место, через которое надо бы.
Попытались тут два каких-то орла продать три меча по 800 тысяч долларов каждый, но их тут же взяли, и о мечах с той поры вспоминать не принято.
Хотя для военных квартиры построены, но в собственность их оформлять не дают, потому что военные на пенсии их тут же продадут и уедут, как тут говорят, в Россию, обрушив здешний рынок недвижимости. А так эти квартиры никому не нужны – их не берут, вот они и стоят.
Из Владивостока все уезжают – город пустеет. Почему? Потому что бизнесом местные чиновники заниматься не дадут – обязательно съедят – а больше тут заниматься нечем.
Тут обязательно нужна "крыша" – никак не забыть это слово. Есть "крыша" – можно делать бизнес. Рыбы много, морепродуктов полно и фермы под это имеются, а вот развито это все слабо, повторим, да и воруют – и гребешок с ферм, и устрицы, и трубача, и мидии, и водоросли – все воруют среди бела дня – так и живут. Богата земля, да живут бедно – все продукты дорогие.
Промышленность? Раньше Владивосток существовал только ради ВМФ – до 350-ти вымпелов стояло только первого и второго ранга, была судоремонтная промышленность, работал порт. Он и сейчас работает, да и промышленность тоже – но все это только на уровне выживания.
Когда-то Лукашенко задумал вместе с нашими руководителями вдруг оживить Владивосток – на прохождение товаров по железной дороге отвели 10 дней. РЖД напряглось только один раз, а потом решило, что они и так монополисты, и проживут, не напрягаясь, и эксперимент заглох. А вот цены на перевозке по ЖД – запредельные. И где у нас антимонопольный комитет? Правильно: он находится в том самом правильном месте, о котором все только что подумали.
И промышленность, повторим, там же.
В начале 90-х годов закрыли все, что только можно. А в городе Арсентьеве, как мне рассказывали, стоял завод. Он выпускал вертолеты и ракеты. Но корпуса ракет были на заклепках и никому они были не нужны, пока не купили у нас корабли китайцы. Вот тогда и понадобились к ним ракеты. И приехали на завод – а на воротах замок – пуст завод.
Собирали всех по хатам. А на заклепки нашли восьмидесятилетнего деда – тот с правнуками возился. Новый директор завода уговорил деда за любую зарплату выйти на работу на год и подготовить ему двух или трех заклепщиков. И дед вышел.
Получал он по тем временам зарплату в несколько раз большую, чем директор – 100 тысяч рублей – огромные деньги. И за год дед подготовил себе смену. Дорого? А у нас все дорого, особенно ум. Возрождение ума в России стоит дорого. Я за один вечер успел дать два интервью местным газетам, каждое по полтора часа – три часа без перерыва говорил. И все об уме государственном, о долге, о "Нерпе", и об ее гвардейском экипаже.
Это ж надо было иметь такой государственный ум, что гвардейский экипаж после такой героической сдачи ВМС Индии, после всех этих мытарств с подготовкой этого экипажа, с бесценным опытов по устранению недостатков в отечественном кораблестроении, в преодолении аварии и ее последствий расформировать.
Экипаж расформировали, а командира отдали под суд. Вот так мы и живем, удивляя весь мир, и индусов в частности. Они, говорят, пристально теперь следят за этим процессом над экипажем "Нерпы", и ставят условием своего дальнейшего сотрудничества с Россией в зависимость от решения суда. А в самой Индии все с подводниками в порядке, на зависть. Там экипаж набирают на конкурсной основе – из 4-х делают только два. И матросы у них с высшим образованием, и денег они на свой подводный флот не жалеют. А почему? А потому что ум имеют государственный.
***
Владивосток весь расположен на сопках, и все эти сопки изрыты – там множество всяких ходов хранилищ, площадок под подземные заводы. А сколько тут всяких баз, складов и арсеналов – просто пещера Алладина. Старье бы продать коллекционерам – можно было бы решить жилищную проблему не только во Владивостоке, но и в окрестностях.Тут даже от Ленд лиза кое-что осталось - американские кольты, например, я уж про винтовки Мосина и не говорю. Патронов может не быть, но винтовки и пистолеты имеются.
Огромное количество действующих и заброшенных батарей – некоторые уже превращены в музеи. Ворошиловская батарея, например. Японцы и китайцы обожают на нее ездить.
Будущее Владивостока, полагаю, за экотуризмом. Батареи посещать иностранцы просто обожают. А еще им нравится высадиться где-то в тайге на поляне и пожить там под присмотром охраны в палатках дней пять-шесть. Доставка вертолетом, а палатка, комары, каша перловая на костре, вода и речки и рыба из нее же – это за 700 долларов с каждого и доставка вертолетом в нее не входит.
Китайцы одно время летали сюда в казино играть, попробовать местного секс-туризма, купить золота и наручных часов.
Так что будущее Владивостока (если с промышленностью ничего не получится) за экотуризмом.
По тиграм. Тигры тут есть, а жрать им нечего – леса вырубают быстрее, чем нарождаются копытные. Так что тигры воруют собак в селах – могут по тридцать за один раз.
Тут если перестанут вырубать леса хищнически, то и проблема с тиграми исчезнет.
С леопардом – все тоже самое: копытные и леса. Оставьте зверю его места обитания – и зверь не пропадет. Тут леопард обитает в районе полигона морской пехоты. И пока район был закрыт, морская пехота чудесно с ним уживалась – никто никому не мешал.
Потом район открыли – хлынули браконьеры и пошла стрельба копытных – леопард начал голодать. То есть, проблема обычная – люди и отсутствие организации.
Комментарии
удивили".
http://svpressa.ru/society/article/58808/#24smi