Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

Привычка

Еще Марк Аврелий заметил, что говорить правду – это не столько дело воли, сколько привычка. Так что никогда не поздно начать вырабатывать в себе эту привычку и говорить правду.

Например, о сегодняшнем состоянии подводного флота России, и, прежде всего, о той его части, к которой принадлежат новейшие корабли.

Новейшая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 855 ("Ясень") "Северодвинск" не прошла второй этап государственных испытаний. И ни одна АПЛ типа "Борей" тоже не принята в ВМФ – вот это, на сегодня, настоящая правда.

То есть, старые АПЛ проектов 667-БДР и БДРМ, а так же многоцелевые АПЛ под названием "звериная серия", свое дохаживают, а вот новое все никак не появится – получается, что России никак не пересесть на новый стул – старый из-под нее убирают, а новый сам отодвигается – вот стулья-то и разъезжаются.

В чем причина? На мой взгляд, причина в организации работ. Во времена СССР военное кораблестроение было устроено так: ВПК строил корабли, но под контролем МО и ЦК КПСС.

В ЦК был военный отдел, а в МО были: военная наука, Главное управление кораблестроения (ГУК) и профильные институты ВМФ.

Военная наука определяла нашего главного врага и направление главного удара, потом она же выдавала задание, например, для выполнения боевых задач нужны такие-то и такие корабли, и подводные лодки.

На основании этого МО, ГК ВМФ и ГУК ставили задачу профильным институтам: нужен такой-то корабль (или АПЛ).

Во всей этой череде институтов 1ЦНИИ ВМФ был самым главным – он отвечал за "сбор корабля". Именно он готовил ТЗ для бюро, но сначала он, как и другие институты, профилем поменьше – каждый год готовили тематические карточки – что надо делать, куда двигаться.

Эти карточки утверждались на НТС институтов и поступали в МО, ГК ВМФ и ГУК. Там они тоже утверждались и деньги на работу выделялись – проводились научно исследовательские и конструкторские работы (НИРы и НИОКРы), которые потом превращались в оборудование, изготовляемое ВПК, а потом – все это попадало на корабли.

И корабли сходили со стапелей.

Порой в год ВМФ принимал две АПЛ.

Но в 90-е годы все сократилось. Флот стал ужиматься.

Наконец, он ужался до состояния 10% от прошлого, и в настоящее время только продолжает хиреть.

В 90-е годы необходимость в институтах ВМФ (в таком их количестве и качестве) постепенно отпала, их стали тоже сокращать, урезать, ужимать.

И ужали. В настоящее время до размеров почти булавочной головки.

Сейчас все они существуют в составе ВУНЦ – "Военного учебно-научного центра" – объединяющего всех и вся, в названии чего встречается только слово "институт", с академиями, высшими военными училищами, высшими офицерскими курсами, суворовскими и нахимовскими училищами и кадетскими корпусами.

То есть, объединили все – от детского сада и до могилы. И получился совершенно неуправляемый монстр, который не способен никого и ничему научить, образовать, и способен только сокращаться и сокращаться.

Военная наука сокращена до полного выпадения волос, а военное кораблестроение – до полного лишения всякого военного ума.

Долгое время такое положение устраивало руководство страны, но потом решили возрождаться. А как возрождать то, что поломано? Никак.

Отечественное ВПК теперь существует практически без присмотра – ни задач, ни целей при огромном желании получать деньги.

Деньги теперь дают, но вот результата нет. В СССР результат был – до сих пор эти корабли носим, а вот то, что создано Россией – увы, недееспособно.

Раньше даже военпреды были, а теперь – только остатки.

И теперь все существуют, как придется. НИР и НИОКРы почти не проводятся. Из 100 заявок, поданных тем, что осталось от 1ЦНИИ ВМФ, проходит только одна. Но зато при МО образовалось неслыханное количество различных экспертов, экспертных советов, бюро и там только деньги, деньги, деньги. А ВПК, предоставленный самому себе, изобретает то, что хочет, а потом все это втюхивается флоту. Порой получается громоздкое, "очень современное" и очень трудно управляемое оборудование.

И даже если оно очень нужно сегодня флоту, и совершено замечательно, для его грамотной эксплуатации нужно готовить людей, а их негде и некому готовить – все сократили, ужали, преподаватели ушли и умерли – возврата нет. Надо создавать все теперь на ходу и заново.

И потом, одна техника внутри подводной лодки, скажем так, может плохо сочетаться с другой техникой, и поскольку у нас все, повторим, на ходу, на бегу, и заново, то все это выносится, порой, только на государственные испытания. И замечания нарастают, как снежный ком.

И "Ясень" тому яркий пример. Еще в октябре 2011 года было выявлено несколько сотен замечаний и недоработок, которые "Севмаш" обещал устранить в кратчайшие сроки.

Прошел год напряженной работы, и теперь этих замечаний оказалось еще больше, чем в прошлый раз. И что же теперь делать?

Надо же хоть что-то делать, потому что главные претензии предъявляются к тому, ради чего и создавался "Ясень" – к крылатым ракетам "Калибр", основной ударной силе АПЛ. И теперь Главкомат ВМФ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) решают: доработать лодку и повторить госиспытания или передать ее-таки флоту, а недостатки устранить в ходе эксплуатации – то есть, опять на ходу, на бегу, как получится.

Все-таки, проект 855 создается 13 лет и пора бы уже принимать решение, понимая, при этом, где, в развитии отечественного кораблестроения, мы вообще-то находимся.

Скорее всего, устранят только самые заметные недостатки и передадут АПЛ флоту в ближайшее время так, как есть. И если это случится, то "Северодвинск" вступит в строй в первой половине следующего года или даже к концу году. А если проводить третьи по счету государственные испытания, то все это сдвигается опять на неопределенное время.

Но проект 855 очень сложен технологически. И если до сих все еще требуется "подружить" ракету с боевой информационно-управляющей системой лодки (БИУС) нового поколения, то для экипажа успешное управление таким кораблем и таким оружием превращается в архисложную задачу. Потому что помимо БИУС, "Северодвинск" буквально напичкан сложнейшей электроникой, для работы с которой необходима специальная подготовка экипажа.

И любое отклонение от нормы может закончиться очень плачевно и для корабля и для людей. И если в США сложное стараются превратить в простое по управлению, чтоб им мог управлять человек даже в стрессовой ситуации, то у нас для системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) сделают автоматическую подачу, отдельную стойку и пульт, на котором надо в ужасе перед тем, как сгореть заживо, набирать комбинацию из 12-ти символов. И тут стоит вспомнить АПЛ "Нерпа", где на госиспытаниях потеряли 20 человек и едва не потеряли лодку.

Так в чем же на сегодня состоит та правда о подводном флоте, которой предстоит посмотреть глаза?

На мой взгляд, правда заключается в том, что сейчас создают небоеспособные корабли, доработку которых планируется производить только на ходу и через человеческие жертвы. И еще правда состоит в том, что этого делать нельзя. Нельзя передавать флоту то, что еще только предстоит довести до ума, потому что это путь к глобальным катастрофам в самом недалеком будущем.

Комментарии  

 
+2 # Михаил31 24.12.2012
Да ВСЁ ОНИ понимают, что творят!
Тут Малюта Скуратов нужен...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить