Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

Об узлах

У нас выходит альбом "Узлы". В нем воспроизведены основные морские узлы. Он будет в продаже в "Моркниге". Я написал для альбома предисловие.

Историю русского флота смело можно делить на две части: допетровская и петровская. Всего лишь через три года после прихода Рюрика на Ладогу, уже в 865 году почти двести судов руссов, славян и чуди уже пришли в Константинополь. За три года флот не построить, а это значит, что варяги, какими числились на Руси Рюрик с дружиной, возглавили то, что уже имелось – флот славян и чуди. Русичи еще не раз будут появляться у стен Царьграда. Цель этих походов весьма обычна для того времени – грабеж чужих земель, захват богатой добычи.

Нравы того времени показались бы сегодня нашему читателю чрезвычайно жестокими – не щадился ни стар, ни млад, убивали стариков, женщин, грудных детей.

«Люди моря» – а именно так называли викингов в те времена – передали славянским племенам, прежде всего, саму организацию подобных набегов – они появлялись внезапно и опустошали побережье в мгновение ока.

В первую очередь разграблению подвергались монастыри, церкви, прибрежные крепости. На Византию ходили князья: Олег, Игорь, Святослав.

В 941 году князь Игорь уже пришел под Константинополь с флотом в 10 тысяч кораблей. По пути войско Игоря творило жуткое бесчинство – брали жителей в плен, пленных разрубали, распинали, вгоняли им гвозди в голову.

Греки встретили их «греческим огнем» – в корабли метались сосуды с горящей нефтью.

Весь флот Игоря был сожжен. Игорь с остатками войска отступил. Захваченных в плен русичей ждала мучительная смерть в Константинополе – их живьем бросали внутрь раскаленного бронзового быка. Неудача не остановила Игоря. Он пришел в Византию через три года и на этот раз взял богатую дань без боя.

Ладьи русичей рыскали в поисках добычи не только по Средиземному морю. С 880 года они активны на Каспии. Они захватывают его побережье, устраивают поселения на реке Куре и на островах. На Балтийском море колонии русичей-славян существовали в городах Висбю, и Гарда (о. Готланд), Сигтун (современная Швеция), Колывань (современный Таллинн).

Они то и дело воюют с варягами, деля с ними добычу и места сбора дани.

В освоении вод Студеного моря или Северного Ледовитого океана отличились поморы. В девятом веке они освоили северный и северо-восточный берега Кольского полуострова, дошли до Карского моря и до южной оконечности Матицы (Новая Земля).

В двенадцатом веке они уже чувствовали себя хозяевами на большей масти Матицы и на Земле Грумант (Шпицберген), а так же на полуострове Ямал, через который волоком они легко достигали Оби.

Славянские челны выдалбливались из одного дерева, чаще дуба. Такой чел мог нести на себе до двух десятков человек. Затем появилась «набойная ладья» – на челн-однодеревку наращивали борта из досок и бруса. Такая ладья несла сорок человек.

В одиннадцатом веке ладья уже обладала палубой, под которой располагались гребцы. В длину она достигала тридцати метров, ширина – до пяти метров, три мачты, три отсека и водоизмещение – двести тонн. Осадка такой ладьи при полной загрузке была не более двух метров, она отлично слушалась руля (причем она имела как носовой, так и кормовой рули, что делало ее очень маневренной во время боя), обладала прекрасной устойчивостью и ходила галсами против ветра. В строительстве кораблей того времени широко применялись топоры, тесла, сверла, долота, скобели. Части судна скреплялись металлическими скобами.

Поморские «кочи» в тринадцатом веке уже имели ширину до восьми метров, а осадку до трех метров. Для плавания во льдах поморы применяли ледовую обшивку, усиливая судно по переменной ватерлинии, прочными брусьями из лиственных и дубовых брусьев вгладь.

Широко использовался фальшкиль, обитый полосой железа. Он защищал основной киль от повреждений.

Кочи, впрочем, как и ладьи, были хорошо приспособлены к волоку как по суше, так и по льду. Они легко преодолевали ледовые заторы.

Среди навигационных инструментов того времени, применяемых поморами и русичами, следует упомянуть магнитный компас, солнечные часы и ветрометром, хорошо известный и викингам и славянам с девятого века.

Мореходы того времени хорошо ориентировались по звездному небу, а так же они использовали навигационные знаки из дерева или камней, расставленные по всему пути следования. Самодельные карты и лоции бережно сохранялись и передавались от отца к сыну.

Русичи всегда охраняли свои торговые пути.

Иван Грозный из-за торговли с англичанами начал войну со шведами и в 1559 году взял у шведов Нарву. Для охраны торговых путей он нанял отличного моряка и по совместительству датского пирата Роде. Тот должен был грабить всех, кроме тех, кто торгует с Московией.

Десятина с награбленого в пользу царя и право пользоваться русскими крепостями для укрытия от преследования в море – такие условия устроили морского бродягу.

Корабли у противника Роде отнимал в открытом бою.

Вскоре шведская эскадра не досчиталась тридцати кораблей, в то время, как русская увеличилась именно на эту цифру. В этом благородном деле Роде использовал поморов, для которых война на море была обычным делом.

С государя Петра начинается петровская история русского флота. Петр ворвался в нее, как вихрь. С той поры все в государстве Российском кружило вокруг создания кораблей.

Петр сам учился строить и строил корабли на голландских верфях, потому и многие названия пришли в русский флот из голландского или немецкого языка.

Бак, банка, бакштаг, бакштов, битенг, брас, буйреп, ванты, верп, выбленки, гак, гафель, гик, гитовы, драйреп, дректов, каболка, клетневание, клюз – все эти слова и многие другие прочно обосновались в Морском Уставе Петра с 1720 года.

Петр с легкостью вводил их в русскую речь.

Россия при Петре стремительно становилась ведущей морской державой.

Петр гордился тем, что с его верфей сходят корабли, которые отличаются большей скоростью, чем голландские, немецкие или же английские, и лучше их слушаются руля.

С помощью флота Петр сумел потеснить на морских театрах шведов, голландцев, немцев и англичан. С той поры все они навсегда будут противниками все возрастающей мощи Государства Российского. Парусники русского флота – сколько отчаянных голов было сложено на ваших палубах! Сколько славных побед русского оружия, сколько горьких поражений.

Вы видели все – и расцвет, и могущество русского государства, и те времена, когда флот Петра сгнил у своих причалов.

Парусники – без вас нет истории русской.

Парусный корабль – это корпус, палубы, порты, пушки, мачты, паруса. Он немыслим без такелажа. Такелаж парусного судна – это десятки километров всевозможных снастей. Без изучения такелажного дела невозможно было управлять парусником.

Такелажное дело изучалось моряками всегда. По нему издавались книги, учебные пособия, например: «Морская практика. Руководство для моряков мореходных классов, составлена В.В. Вахтиным, 2 тома с чертежами и таблицами в тексте».

Такелажное дело изучается и сейчас.

Начинается все на первом курсе училища. Курсанты проходят морскую практику. Вот там они и изучают такелажное дело. В составе него есть узлы.

Морская практика – это шлюпка, узлы, парус. Садишься в шлюпку и гребешь. Шестивесельный ял и по морю может ходить, и волны не боится. Шлюпка тяжелая, весла тяжелые, руки в волдырях. А потом ставится парус.

Узел – слово древнее. Оно встречается во всех славянских языках, в том числе и на древнепрусском языке, и везде оно эквивалентно образу дерева дуба.

Узловатый дуб породил слово узел.

В словаре Даля уже есть почти все узлы, которые перекочевали туда из такелажного дела. Например, там есть калмыцкий узел.

Есть подозрение, что узлы возникли у кочевых народов, которые при помощи их делали упряжи. Все, что связано с арканом – петли, например.

В английском флоте были узлы, которыми матросы завязывали вещевые мешки. В тех мешках хранили продукты, а новобранцы были всегда голодны. И вот по узлам хозяин мешка всегда мог определить залезал ли кто-то в его мешок или нет.

С помощи узла на веревке можно было взбираться на какую-то высоту, удерживать лошадь.

Практика вязания узлов приобрела черты необыкновенной ловкости, мужской работы.

Ловкий человек из такой вещи, как веревка, может сделать то, что имеет уже культурный профиль. Это образ высокого рукоделья. Это не сделает женщина, потому что у нее слабые руки. Есть термин «бабий узел», который позорно завязывать мужчине. Он должен пользоваться настоящими узлами. Вязание узлов, такелаж – это замкнутый, мужской мир. Это то место, то пространство, где человек делается мужчиной, приобретает мужественность.

Сам же узел связан с надежностью.

Узел – это воплощение надежности. Надежно связал узел – он не развяжется.

На парусном флоте узлы должны были быть такими, чтоб с одной стороны они надежно крепили бы парус, а с другой – при необходимости, легко развязываться. То есть, парус должен был быстро ставиться и так же быстро убираться. Вот для этого существовали узлы. Это было связано с жизнью. Узел – это жизнь.

Умение вязать узлы – это сложный культурный комплекс. Это, прежде всего, навыки.
v Это то, что остается с человеком после долгой, трудной, многолетней работы. И остается навсегда.

Ты должен научиться непростой операции. Вязать узлы надо было на память, с закрытыми глазами. Это умение почти как сообщение, потому что если ты внутри какой-то корпорации, и ты умеешь это делать, то цена твоя сильно возрастает.

Умение вязать на парусном флоте – это как визитная карточка – специалист или не специалист. Знания всегда ценились. Особенно на флоте. А на парусном – тем паче. Там надо было очень много знать и уметь. Знать парус, погоду, море, ветер. Знать, когда поставить парус, когда добавить паруса, и когда их убрать.

Все это очень связано – проливы, заливы, шторма, ветры, паруса, ванты, шкоты и узлы.

Если ты умел управлять кораблем, тебе прощалось все – твой характер, твоя внешность, твое вероисповедание. Можно было турком быть, но если ты знал парус, знал корабль – то никто не обращал никакого внимания на всю эту твою туретчину. Все знали, что ты – специалист. Лоцман мог быть трижды папуасом, но если он знал заливы, проливы, проходы и мели – то его слушались все. Узлы – из той же серии. Узлы из мира специалистов, специальности, морского и такелажного дела, они из мира доблести, верности, надежности.

Узел – это центральный термин. В узлах на флоте измеряется скорость корабля.

Морская миля в час. В стародавние времена скорость корабля измерялась так: за борт выбрасывался поплавок, к нему был привязан линь, на котором, через равные промежутки, были навязаны узлы. Корабль шел, и линь свободно выметывался за борт. Время измерялось песочными часами. Кончился песок – остановили вытравливание линя, выбрали его и посчитали узлы, поделили это на время – вот вам и скорость. Узел от узла должен был отстоять примерно на расстоянии полуметра (точнее, 51.4 сантиметра).

А время измерялось в секундах. Скорость в один узел – это 51.4 сантиметра в секунду.

Если не было песочных часов, то можно было просто считать секунды при вытравливании линя с узлами. Посчитал вслух: «Один, два!» – и прошла секунда. Секунда – это «два» по латыни. А за час это получается – 1852 метра, морская миля.

Так что в понятие «узел» сошлось многое. Это культурная мера. В нем много чего проявляется. Он и навык, и культура, и скорость, и математика.

Узел – всего лишь одно только слово, а сколько всего в него вместилось за множество лет.

Комментарии  

 
+1 # Антон 12.10.2008
:shock: оч хороший сайт познавательный= )
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Guest 01.03.2009
:angry: блин мне рисунки нужно как завязать разнообразные узлы
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Guest 01.11.2009
:woohoo: :woohoo: :arrow: :idea: :-?: :!: :evil: :silly: :dry: :lol: :kiss: :D :Pinch: :sad: :shock: :-x :side: :-) :P :unsure: :woohoo: :huh: :whistle: ;-) :s :unsure: :huh: :whistle: ;-) :angry: :o :confused: :cheer:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить