О Родине и могилах врага
Народ передергивает. Вдруг начинают говорить, что я хочу ставить памятники на могилах фашистов. Я всего лишь призывал не осквернять могил солдат, пусть даже немецкой армии. При чем тут это: памятник ставить фашисту или не ставить. При чем тут памятник? Есть разница, памятник или нагробие? Надгробие для костей. Кости, пусть даже злейшего врага, ни при чем. Кости - это кости, безответная часть. Уважение к смерти - это уважение к смерти. Без этого нет культуры. Даже слоны погребают кости не только слонов, но и носорогов, например. А в жизни слоны и носороги порой убивают друг друга. Ненависть должна быть не к костям, а к деяниям, которые перекладываются не на всех вообще, а на конкретные личности - на доктора Менгеле, например. Его можно ненавидеть. В бою же к врагу ненависть только мешает. Мешает сосредоточиться, мешает думать. Во время боя надо думать. А после боя - ну, какая ненависть к павшим. Хан Батый, к примеру, отдавал воинские почести павшим русским богатырям. Они у него чуть ли не тысячу человек на горушке положили. Целый день не могли их взять. Всю гору телами уложили. Забросали их камнями, потом извлекли и похоронили с почестями. Ненависть непродуктивна.
И еще один пассаж о Родине. Тут некоторых возмутил вот этот отрывок: "А я знаю, с чего начинается Родина. Она начинается с человеческого отношения к людям. Когда я об этом узнал? Давно. Лет сорок назад. И узнал я сразу же после того, как выяснил, что никакого человеческого отношения у нас не имеется".
Начались разговоры, что я путаю Родину с государством. Хочется ответить. Ничего я не путаю.
Требуется небольшое уточнение. Поговорим о Родине. Обратимся к понятиям, к терминам. "Сначала договоримся о терминах", - как говорил Вольтер. Понятие "Родина" - не существует без людей, без культуры. Родина - это не территория. Родина - культурное понятие. Это культура во всех ее проявлениях, и проявляется она через людей. Она не висит в воздухе. Она в истории, которую тщательно выверяют, сохраняют, передают следующим поколениям. Мифологизация истории - это как раз против понятия "Родина". Искажение истории - это против понятия "Родина". Потому что история входит в понятие "Родина". Не может искаженная история не исказить понятие "Родина". Не должно быть искаженной истории и искаженной, искалеченной архитектуры не должно быть. Не может быть так - "мы сейчас разрушим, а потом в точности все воссоздадим". Воссоздать не получится. Восссоздал - это новодел. Новодел - искажение. Искажение искажает Родину. Родина как понятие, как культурный феномен, включает в себя все. Особенно она страдает от уничтожения, повторимся, истории, архитектуры, а также - обычаев, обрядов, песен, музыки, литературы, сказаний и так далее. Потому что стирается память. Невозможно существование понятия "Родина" с измененной, искаженной, половинчатой, или вовсе ампутированной памятью. Невозможно придумать миф, и чтоб этот миф не исказил понятия Родина. Обязательно исказит. А искаженная "Родина" долго не существует. Вот поэтому и необходимо сохранять любые документы, свидетельства - нравятся они кому-то или не нравятся. А государство - это организатор сохранения истории во всех ее проявлениях. И не только истории, а всей культуры, но истории - прежде всего. Если государство этим не занимается, то понятие "Родина" перестает существовать, после чего приходит конец и государству - вот и все. Все очень просто. До 1917 года сохранялись архивы. Нравилось царям или не нравилось, но сохранялись. Кое-что уничтожалось, конечно, но любое уничтожение, искажение истории, документа потом бьет, повторям еще и еще раз, (через искажение понятия "Родина") по государству. Крах наступает. Наступает крах. Государству.
Комментарии
Keşfetmek icin hemen tıklayın!
Also visit my web blog - Vitamin c with bentyl: http://gromanbouw.nl/cbjxpf