О Дне Города и пароходах
Начался он с возложения цветов к памятнику Петру I, а потом – колонна байкеров на Невском проспекте, а на Дворцовой площади – "Цирковые студии Марселя" под управлением Анны Раш и Стефана Жирара – они ставят в Петербурге свою "Площадь ангелов" и "Цирк рассвета" – воздушные акробаты, краны, канатоходцы и перья, сыплющиеся с неба – вот такая постановка.
Выстрел сигнальной пушки, и праздник начался – оркестр духовой и оркестр барабанщиков, артисты, акробаты, шуты, гонка яхт и фестиваль старинных финских пароходов, а еще на Дворцовой прошел международный джазовый фестиваль – было очень весело. Хороший праздник.
Меня пригласили гостем в студию телеканала "Санкт-Петербург". Я должен был сказать несколько слов о финских пароходах – они пришли в Петербург своим ходом из Финляндии – добирались больше суток, все-таки самому старенькому более 120 лет, и они до сих пор на ходу – "Ансио", "Ахти", "Вено", "Энсо", "Леппявирта II", "Оберон", "Пухоис", "Саимаа", "Турбо", "Хурма" – почти все они до сих пор работают на дровах. Это ледоколы, буксиры и лесовозы, приспособленные теперь для прогулок.
Молодцы финны, умеют сохранить старину. Я все думал: как им это удается? Почему они всякий раз не разрушают до основания и не строят все заново? Видимо, потому что финскому крестьянину все давалось очень тяжело, и даже камни, что он вырыл из земли на своем поле, становились для него родными – он потом складывал из них прочнейшие фундаменты финских домов. Века пройдут, разрушатся дома, но фундаменты будут стоять. Вот так и с финской культурой – ничего не пропадает, все собирается – камешек к камешку. И эти пароходы переходили из рук в руки, но не отправлялись на переплавку, на металлолом, не затапливались – отремонтировали, отреставрировали – и они до сих пор в строю.
Вот бы и нам так – камень к камню.
Как говорил как-то академик Лихачев: "Оставьте Петербургу старинные дома – там камни и кирпичи помнят Пушкина, а вдруг когда-нибудь нам удастся извлечь из них звуки его речи".