Мы создали этот сайт для того, чтобы у читателей книжки "Расстрелять" появилась возможность обратиться к писателю, обменяться мнениями, узнать о новых книгах....Книгу "Расстрелять..." я начал писать с 1983 года. Писал для себя. Веселил себя на вахтах. В 1989 году мои рассказы попали в издательство "Советский писатель". В 1993 году вышел "Мерлезонский балет". Через год в издательстве "Инапресс" вышла книга "Расстрелять". Сначала ее никто не покупал. Я сильно переживал. Заходил в Дом книги на Невском и спрашивал: "Как дела?". Через неделю мне сказали, что пришел какой-то сумасшедший и купил целую пачку :)). С тех пор было выпущено до двадцати тиражей (суммарный тираж сто тысяч). Книга продана в основном в Питере. Переиздается до сих пор. Присылайте, пожалуйста, свои отзывы и свои истории...

Китайцы тоже хотят в Арктику

В августе 2012 года китайский ледокол "Сюэлун" ("Снежный дракон") прошел по Северному морскому пути, чем немало всполошил мировое сообщество.

Это не первый его визит в Арктику, он и ранее совершал походы ко льдам с научными целями. Теперь же к этим целям добавилась еще одна - почти демонстративное освоение Севморпути. Надо сказать, что все страны арктического региона наращивают свой ледокольный флот. Россия теперь имеет 12 ледоколов, 7 из них атомные, Канада - 21 судно, причем все они относятся к ВМФ Канады, США - 3.

На этом фоне ледокольный флот Китая не выглядит убедительно - ледокол всего один, и в ближайшее время только планируется построить еще один. Тем не менее Китай активно готовится к освоению этого маршрута вдоль побережья России. "Если однажды Китаю удастся разместить там атомную подводную лодку, он создаст условия для стратегического сдерживания Европы, России и США", - считают эксперты, и эта мысль не дает покоя французскому изданию "Le Point". Многие полагают, что причиной такой активности является более короткий путь из Азии в Европу. Например, путь из Шанхая в Гамбург через Берингов пролив на 6 400 километров короче классического маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, на этом маршруте нет пиратов, правда, там пока еще есть льды, и сопровождать судно должны ледоколы. Но в пику этим экспертам отметим, что поток судов через СМП в 2010 году - 4 транзитных судна, в 2011-м - 34 (в основном китайцы, так что нынешний поход невеликая новость). В то же время через Суэцкий канал в 2011-м прошло 18000 судов. То есть сейчас на Севморпути почти никакой активности.

Современный коммерческий флот точен, как хронометр, суда ведут компьютеры, погрузка и разгрузка строго по графику, так что старые маршруты надежней, чем СМП, где без героизма и срыва сроков поставки не обойтись. Так в чем же дело? Почему вдруг занервничали СМИ Канады, США, Дании, Норвегии, России, а вслед за ними и весь остальной крещеный мир? Конечно, суда когда-нибудь пойдут по Северному морскому пути, но для этого нужно вложить деньги в современное навигационное обеспечение маршрута, обновление ледокольного парка, кроме того, надо отстроить заново пункты базирования по всему побережью. Это огромные средства, и Россия объявила, что открыта для любых инвестиций, и сейчас с китайской стороной ведутся переговоры о таких вложениях.

В 1990 году СССР разрешил международное судоходство при условии лоцманской и ледокольной проводки, а современная Россия издала кучу нормативных актов в стиле "плавайте по нашему СМП на здоровье, всем хорошо".

Долгие годы все это никого не волновало, и вдруг все занервничали.

Дело в том, что международное законодательство по Арктике до сих пор находится в стадии разработки, и то, что приняла для себя, скажем, Канада, не устраивает США, а уж наши претензии на шельф и экспедиция с целью водружения флага России на дне и вовсе подлили масла в огонь. Премьер Канады немедленно выступил тогда по телевидению и заявил, что его страна готова отстаивать свои интересы в Арктике с помощью оружия.

Так что недавний поход по СМП "Петра Великого", а также недавние учения в Заполярье 200-й бригады с высадкой морского десанта, с привлечением авиации должны были впечатлить мировое сообщество, но, судя по откликам в зарубежной прессе, нет.

А вот поход китайского ледокола впечатлил.

Может, все ради полезных ископаемых, открывающихся в потеплевшей Арктике? "Тут речь идет о крупных, но не колоссальных запасах ресурсов, - отмечает профессор географии из квебекского Университета Лаваля Фредерик Ласерр, - как бы то ни было, 95% из них принадлежат арктическим державам". Все это так, но явно обозначенный интерес Китая к ледяному региону нервирует, похоже, всех.

"Присутствие китайских предприятий в Арктике пока еще остается на совершенно зачаточной стадии. Они предпочитают подписывать партнерские соглашения с иностранными компаниями о совместной разработке месторождений. Кроме того, хотя льды и тают, условия все равно остаются крайне тяжелыми как для людей, так и для техники. В настоящий момент китайские предприятия предпочитают работать на уже проверенных месторождениях, где вести добычу проще", - продолжает канадский ученый. Пекин не стоит на месте. Однажды вцепившись, он потом своего не упускает. Помимо экспедиций и строительства ледоколов в 2004 году у Китая появилась крупная научно-исследовательская база на арктическом архипелаге Шпицберген, который принадлежит Норвегии.

"С 2009 года Китай проявляет все больше интереса к Арктике, хотя и продвигается вперед крайне осторожно. Пекин прекрасно понимает, что у него нет никаких суверенных прав на регион", - считает Линда Джейкобсон из сиднейского Института внешней политики Лоуи, автор посвященного этому вопросу исследования, которое было опубликовано Стокгольмским институтом исследования проблем мира.

Несмотря на отказ в 2009 году, Китай вновь подал заявку на статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. "Решение будет принято в мае 2013 года министрами иностранных дел государств - членов совета. В настоящий момент у совета нет официальной позиции просто потому, что кандидатуру Китая пока еще даже не рассматривали, - заявил представитель Швеции (до 2013 года именно ей принадлежит кресло председателя) в Арктическом совете Густав Линд. - Чтобы получить статус постоянного наблюдателя, кандидат должен вести активную деятельность в Арктике и проявлять настоящий интерес к региону. С этой точки зрения Китай удовлетворяет этим критериям".

Еще бы! Китай проявляет интерес и готов сотрудничать с такими малонаселенными странами, как Исландия и Гренландия - последняя все дальше и дальше отходит в своих связях от Дании.

Полагаю, что переговоры России и Китая по оборудованию Северного морского пути, в конце концов, закончатся успешно, и китайские инвестиции придут в район Российской Арктики. Так что мировое сообщество волнуется не зря. Поднебесная медленно, но верно, успешно совершая экономическую экспансию на Дальнем Востоке, через Берингов пролив выйдет и на побережье Арктики - неплохой получается охват России с юга, востока и далее на запад.

Одно только стоило бы, наверное, учесть: куда бы ни пришел Китай, выставить потом его оттуда не удастся.

Китай мыслит тысячелетиями. Он приходит навсегда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить