Бортовой журнал - 6. Фрагменты
***
Пусть даже это будет самое что ни на есть неприличное.
***
19 декабря 1900 года главный инспектор кораблестроения, член Морского технического комитета Николай Евлампиевич Кутейников составил «комиссию по проектированию полуподводного судна». Её возглавил Иван Григорьевич Бубнов, корабельный инженер, преподаватель Николаевской морской академии и конструктор на Балтийском заводе. Подводные лодки тогда именовались миноносцами.
Проектирование началось с пустого места. В России к этому времени не было ничего, что касалось бы теории подводной лодки. Полный комплект чертежей миноносца разработал чертёжник Яковлев.
5 июля 1901 года первая лодка была заложена на Балтийском заводе. 26 февраля 1902 года в список команды вошли – «люди здорового сложения, хорошего поведения и некурящие» – 2 офицера и 8 матросов. Подлодку зачислили в состав судов флота 14 сентября 1902 года под названием «Миноносец №150». В мае 1903 года ее спустили на воду. В начале июня ей присвоили наименование «Дельфин».
16 июня планировалось очередное учебное погружение у стенки Балтийского завода. Лодка была перегружена (из 34 матросов лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина», остальные были новичками). При погружении лодка опускалась быстрее обычного и в люк хлынула вода. Спаслись 12 человек. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов, замещавший командира Беклемишева, с ним погибли ещё 24 человека. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, нашла их в… «совокупности неправильных действий лейтенанта Черкасова».
Именно с этих пор, то есть с самого начала строительства подводного флота, в гибели лодок будут обвинять, прежде всего, экипажи кораблей.
Конструктивные недостатки «Дельфина», а, кроме того, полное отсутствие на нём спасательных средств не взволновали никого – не хотелось сразу же отваживать людей от такого перспективного дела, как подводная война.
Зимой 1904 года подводные миноносцы «Дельфин» и «Сом» отправился на Дальний восток по железной дороге. Лодки отправились на войну без оружия – мины для них не были готовы.
6 февраля командир Завойко доложил о готовности «Дельфина» к выполнению боевых задач. К этому времени лодку удалось вооружить – для нее на месте переделали несколько мин Уайтхеда образца 1898 года.
«Дельфин» – лодка бензиновая. Он использовался в качестве топлива. Несколько взрывов подряд убедили конструкторов в том, что в выборе топлива была допущена ошибка.
Конструкторы будут ошибаться еще не один раз, и всякий раз это будет стоить подводникам жизни. Подводный флот России прошел славный путь от «Дельфина» водоизмещением в 113 тонн и до 48000 тонн «Акулы».
Он участвовал во всех войнах.
Через катастрофы и гибель людей в 2006 году российский подводный флот пришел к своему столетию.
***
Как это недальновидно!
***
Начальники не сомневаются. Начальники не сомневаются никогда.
В самом конце начальник всегда говорит: «Я душу положил на алтарь Отечества!» – отчего у очень слабых и порядочных тотчас же возникает вопрос: в какой момент своего правления начальник положил – в самом начале или же в самом конце?
Потому что, если он положил в начале, то далее он обходился совершенно без всего, если же это произошло в конце, то кому в конце нужна была его душа?
***
***
А какие у нас все еще есть союзы? У нас все еще есть Союз писателей (и не один), Союз кинематографистов, Союз композиторов, Союз журналистов, Союз художников, Союз архитекторов и еще какая-то мелочь, загребаемая горстями.
Дело в том, что в Союзах остается еще кое-какая собственность, что не может не волновать.
А кого волнует собственность, оставленная пока еще союзам? Она волнует чиновников.
Чиновник – это тот, кого волнует собственность.
Какая же защита от чиновника? Защитой от чиновника служит другой чиновник, принятый в Союз.
И не просто чиновник, а какой-нибудь губернатор.
Мало того, что этим орлам пишутся докторские диссертации учеными, привыкшими писать научные труды для собственного начальства, но и их еще и в Союзы принимают.
Но как приятно: губернатор – писатель, губернатор – композитор, он же – журналист и архитектор.
И не просто докторская диссертация на тему «Канализация огромного мегаполиса», а еще и небольшая сюита, сочиненная им по дороге в буфет. Сказал три слова подряд – Союз журналистов, ткнул рукой схему метрополитена – Союз архитекторов, взял в руки кисть и положил ее на холст – Союз художников, чихнул – Союз ветеранов труда.
Господи! Пошли им всем огромное психическое здоровье.
***
Я бы попросил у Всевышнего только об одной привилегии: лично ее туда доставлять.
***
В подводники всегда шли самые отчаянные головы. С того момента, как они ступали на корабль, главным для них становилась способность действовать быстро, автоматически исполняя целый набор заученных движений.
Сигнал тревоги мог застать человека в любой миг. В это время надо было сначала выполнить ряд обязательных действий, а затем уже осознать происходящее – так подводник становился частью машины, поведение которой не всегда было понятно даже ее создателям – жизнь придумывает иногда невообразимые вещи.
С первого своего дня подводники будут тонуть, гореть, блуждать в дыму, задыхаться, падать с ускользающей из-под ног палубы за борт, замерзать в ледяной воде. Они будут проваливаться на глубину, и их тела вода будет рвать на куски вместе с металлом.
Смерть для них станет делом обычным, к ее присутствию потом привыкают.
Кто-то не выдержит и уйдет, но те, что останутся, станут самым надежным человеческим материалом.
Земля, и все на земле, будет для них нескончаемым праздником, а то, что там, под водой – настоящей работой и жизнью. Вот поэтому все земные заботы представляются им одной очень большой ерундой.
Военно-морской флот – дорогое удовольствие. Подводный – тем более.
Одна подводная лодка может стоить столько же, сколько и маленький город.
Советский военно-морской флот был одним из самых многочисленных, а подводный флот страны Советов превосходил все подводные флоты мира вместе взятые.
Сейчас – это уже история. Флот пропадает на глазах, а подводный – пропал почти полностью. То, что имеется, доживает отпущенные ему дни, то, что создается, безнадежно отстает уже на стадии зарождения.
Все, что есть у России сегодня – это остатки. Флоту в России не привыкать погибать.
Он погибал очень часто.
Нужен ли России флот?
Похоже, этот вопрос до сих пор не решен.
***
Если есть у власти ум, то сейчас же жди сверканья, и если получилось сверканье, то вот вам и ум.