12 апреля 1970 года утонула К-8
Это была первая катастрофа атомной подводной лодки Советского флота. Она произошла при возвращении лодки с боевого дежурства. Подробности гибели К-8 оставались секретными вплоть до 1991 года.
К-8 возвращалась из Средиземного моря, где она почти два месяца несла боевую службу.
На переходе в базу она должна была принять участие в самых крупных учениях советского военно-морского флота – «Океан-70».
Лодка должна была изображать подводную лодку вероятного противника, осуществляющую прорыв к берегам Советского Союза. Учения должны были начаться 14 апреля, а заканчивались они к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
8 апреля, когда лодка шла в районе Азорских островов, при всплытии на сеанс связи произошел пожар. В рубке акустиков в 3-м отсеке (центральный пост) произошло короткое замыкание (КЗ) в силовой сети 380 в 50 гц.
Звук от этого дела был такой силы, будто взорвались гранаты.
Практически одновременно по той же причине возник пожар и в 7-м отсеке. Сработала аварийная защита реактора.
На лодке была объявлена «Аварийная тревога», и она всплыла в надводное положение – отсеки загерметизировали, началась борьба за живучесть. Дизель-генератор запустить не удалось – он был неисправен. На лодке остался только один источник электроэнергии – электрическая батарея – ее хватило ненадолго.
В огне погибло пятнадцать человек. Несмотря на герметизацию, продукты горения скоро распространились по всей лодке. Управление борьбой за живучесть было перенесено на ходовой мостик.
В 2.00. уже 9 апреля через люк 8-го отсека на верхнюю палубу вышел личный состав кормы. С собой они вынесли пятнадцать человек, получивших смертельные отравления угарным газом. Через некоторое время к месту аварии приблизился канадский транспорт «Clyv de ore». Он сделал потрясающие фотоснимки и ушел, не оказав помощь.
В течение суток все попытки связаться со штабом флота и донести об аварии закончились неудачей. 10 апреля к лодке подошло болгарское судно «Авиор», с которого о случившимся удалось доложить в штаб. Одновременно началась эвакуация экипажа. К этому времени в корме выгорели сальники размагничивающего устройства, и корма лодки стала заполняться водой. Какое-то время проникновение воды внутрь прочного корпуса удавалось сдерживать с помощью ВВД, но к 10 апреля весь запас ВВД был израсходован.
С этого времени лодка была обречена.
На третьи сутки после аварии к лодке прибыли советские суда «Саша Ковалев», «Касимов» и «Комсомолец». С лодки снимали оставшихся людей. Шторм не позволил взять лодку на буксир. Говорят, когда командир К-8 капитан второго ранга Всеволод Бессонов докладывал в штаб об аварии, то его спросили не о людях, а: «Что с лодкой! Вы бросили корабль?» – после этого он понял, что должен умереть. Он вернулся на корабль и привел с собой почти всех офицеров – 21 человек. Командира БЧ-5, который говорил ему, что лодка теряет остойчивость, что идти опасно, он обвинил в трусости и выслал с корабля.
Зачем он повел на темный, заполняющийся водой корабль офицеров один Бог ведает, но такое было время. Не повел бы – отдали бы под суд, а там и расстреляли б. Вполне. А так – герой.
В 6.20 12 апреля К-8 затонула вместе со всеми, кто был на борту.
Всего погибло пятьдесят два человека. Семьдесят три спаслись.
Расчеты командира БЧ-5 были признаны верными и все обвинения с него были сняты.
Погибших наградили посмертно.
До некоторых вдов награды так и не дошли.
Комментарии
В день ВМФ не забывайте поминать погибших во время "холодной войны".